Советы родителям

Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.  Внушите своим детям 6 «Нет».....

sovety-roditelyam.docx [269.6 Kb]


«Нелегкий труд – стихи учить…»

 

     Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются  запомнить.           Психологи утверждают, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Так давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. Прежде всего, это:

 

  • развивает память;
  • развивает мозг: дети, которые знают много стихов, имеют более высокий уровень интеллекта;
  • увеличивает активный словарь детей (это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи);
  • формирует чувство языка (ребенок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти, как правильно сочетать одно слово с другим);
  • развивает фонематический слух (различение звуков в слове).

        Теперь поговорим о том, когда же начинать учить стихи с малышом?  Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы, любящие своего ребенка родители,  поете ему колыбельную песню или рассказываете потешки. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. В этом возрасте рекомендуется  рассматривать картинки в книгах  и  попутно читать стихи. Сначала очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.   Более осознано дети начинают заучивать стихи в возрасте 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

     Так как же правильно  учить стихи?

     Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и  темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

     Во-вторых, заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

     В-третьих, прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.  

     В-четвертых, мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

     В-пятых, еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

 

Методы заучивания стихов

 

Визуальный (зрительный) 

     Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако, это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

     Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный 

     Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой 

      Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

В заключении хочется сказать о том, что запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Александра Сергеевича Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова.

Приятных Вам семейных чтений!

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог МАДОУ детского сада № 11

 Центра развития ребенка 


Логопедическая гимнастика - это интересно


      Логопедическая или артикуляционная  гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка,  неба. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык.

       Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста - для коррекции нарушений речи.

       При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать следующие рекомендации:

             Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

  1. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  2. Статические упражнения (т.е. удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд;
  3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме;
  4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы;
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслаблен­ный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

            И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти упражнения правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут  видимые результаты! 

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова – учитель-логопед

МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка


Игры с мячом

       

Игры с мячом

 

 

      Мяч – атрибут всех детских игр. Трудно переоценить пользу для детей подвижных игр с мячом. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры  развивают координацию движений, быстроту  реакции и внимание, снимают импульсивность.

      В каждой семье, у каждого ребенка имеется мяч. На отдыхе, во дворе, и даже дома, в квартире можно организовать и провести множество разнообразных и интересных игр с мячом. В одну и туже игру,  можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения ребенка и характера двигательных заданий. 

 

ВАРИАНТЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. «Догони мячик»

 Взрослый приносит мяч и предлагает малышу поиграть. Со словами «догони мячик» бросает его. Ребенок бежит за мячом, берет его и приносит взрослому. Игра повторяется несколько раз.

     2. «Воротца»

 Ребенок берет в руки мяч и встает, расставив ноги. Взрослый показывает, как прокатить мяч «в воротца» (между расставленных ног). Затем малыш сам выполняет упражнение.

      3. «Брось и догони»
Ребенок встает перед чертой с мячом в руках. Взрослый предлагает бросить мяч как можно дальше и догнать его, исходное положение – мяч над головой, затем двумя руками снизу.
      4. «Попади в обруч»
Взрослый размещает обруч на расстоянии 1-1,5 м от ребенка. Ркебенкупредлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.
      5. «Прокати мяч»

 Ребенок и взрослый садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5 – 2 м и катают друг другу мяч. Вначале взрослый катит мяч ребенку, фиксируя внимание на том, что его надо толкнуть двумя руками.

Общая продолжительность подвижных игр составляет около 10–15 минут.

 

ВАРИАНТЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 

1. «Догони мяч!»
Ребенок с мячом в руках стоит свободно перед взрослым, в руках у которого тоже есть мяч. По сигналу взрослого (после начала чтения стихотворения) он начинает прыгать на двух ногах («мячик»): «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!» По окончании стихотворения взрослый кладет мяч на пол и толкает его от себя, предлагаяребенку сделать то же самое и догнать свой мяч.
      2. «Мяч в кругу»
Дети рассаживаются на полу в круг. Взрослый берет мяч и предлагает его катать от одного ребенка к другому, отталкивая руками.
Усложнение: катать одновременно несколько мячей; отталкивать мяч ногами.
      3. «Назови свое имя»   
Дети по очереди бросают мяч стоящему в центре круга взрослому и называют свое имя.
      4.  « Воротики»
Дети садятся в две шеренги друг напротив друга и широко раздвигают ноги (делают «воротики»); закатывают друг другу мяч в «воротики».
      5.  «Догони свой мяч»
Дети выстраиваются в шеренгу и по сигналу бросают мячи. Затем бегут, догоняют свой мяч.
     6. «Скати с горки мяч»
Взрослый  предлагает покатать с горки мячи разного размера. А потом предлагает прокатить кубик.
     7. «Бери мяч»

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в сторону рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками.

        Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 15 – 20  минут.

 

Будьте здоровы и счастливы!

 

Никулина О.В. – инструктор по физической культуре


Сенсорное развитие детей:игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

             Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения      в  будущем.
            Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 

 

Сенсорное развитие детей:игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста



 

           Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д. 

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры иупражнения.

 

Игры дляразвития осязания (тактильного восприятия).

            Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности: с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т.д.

            Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые  ребристые      мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины            с         помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры    и   упражнения.

 

«Чудесный    мешочек»
            В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

«Поймай       киску»

            Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

 

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

            Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

 

«Узнай фигуру»

            На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 

«Узнай предмет по контуру»

            Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

 

«Догадайся, что за предмет»

            На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 

«Собери матрешку»

            Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

 

Приятных Вам совместных игр!

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог


Музыка в общении с ребёнком

Музыка дарит и детям, и родителям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование,  чтобы регулярно отправляться с вашим  малышом в удивительный  мир  гармонии  звуков.

 

     Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий, современных популярных детских песен и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать тихим фоном при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания ребёнка спать и т.д.

      Для  домашнего  музицирования  необходимы  музыкальные  игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно  изготовить с  ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретёт полезные навыки ручного труда.

      Ненужные небольшие коробочки (из–под  духов, шкатулочки, пластмассовые яйца от киндер сюрпризов  и др.) наполните различными  сыпучими материалами: горохом,  рисом, песком, бусинками, на ваше усмотрение. Закройте коробочку, заклейте скотчем, а поверх этого  — разноцветной бумагой или старыми открытками. Каждая коробочка будет иметь свой  «тембр».

      Собирайте крышечки от бутылочек. Они пригодятся для изготовления румбы. Найдите небольшой (15 -20 см) деревянный стержень, к верхней его части прибейте маленькими гвоздиками  несколько крышечек. Они должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга  (1-2 мм). Потрясите новый инструмент -  теперь на нём  можно аккомпанировать весёлым мелодиям или передавать  звуки природы.

      Отрежьте верх от пластиковой  бутылки. Подуйте в неё  и  услышите завывание вьюги.

      В доме всегда найдутся ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте её пуговицами.  Пуговицы должны пришиваться  на ножке, то есть не туго к варежке.  Теперь наденьте её  и  похлопайте в ладоши. Вот и готов ещё один музыкальный инструмент.

      Возьмите расчёску, оберните её зубья папиросной бумагой и подуйте. Получилась оригинальная губная гармошка.

      Если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный оркестр.

      А из конфетных фантиков или  куска подарочной  бумаги можно извлечь  «шуршание осенних листьев под ногами»  или «скрип  снега от шагов» .

      Вот и готов ваш домашний оркестр.  Включайте любую фонограмму, зовите всех домашних   и  начинайте импровизировать, становитесь участниками  уникального  оркестра.  

     Уверена, Ваш ребёнок будет в восторге.

 

 

Музыка в  общении  с  ребёнком

 

 

                                      Ефименко Светлана Владимировна, музыкальный руководитель

                                      высшей квалификационной категории МАДОУ детского сада № 11

                                      Центра развития ребенка


Пальчиковые игры-это интересно

 

           

           Безусловно, все родители мечтают, чтобы их ребенок был самым умным, самым активным и, конечно, самым  талантливым. «Таланты детей  находятся на кончиках их пальцев» - так говорила итальянский педагог Мария Монтессори. И сегодня я предлагаю Вам, уважаемые родители,      окунуться в мир пальчиковых игр.

            Что  же   такое  пальчиковые игры?
            Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой    моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем  формирования навыка письма в школе.

            Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры - как бы отображают реальность  окружающего мира -  предметы, животных, людей, их  деятельность,  явления  природы.
            В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения ребенка с близкими людьми.

            Насколько ребенку понравятся пальчиковые игры, зависит во многом и от эмоционального исполнения взрослым этих игр. Так, для самых маленьких детей важно, чтобы у взрослого было  спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение к малышу, а для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Этапы  разучивания  игр:


1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

            Пальчиковых игр огромное количество. Хочу предложить Вам несколько игры, которые, безусловно, понравятся вашему малышу.

 

Приятных Вам совместных игр!


«Дождик»

Вышел дождик на прогулку («шагаем» пальчиками обеих рук по столу)
Он бежит по переулку (на каждую строку загибаем пальцы)
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал (встряхиваем ладонями)
Дождик кончился. Устал (кладем ладони на стол)

 

«Кто живет в деревне?»

Кто в деревне живет? (показываем пальчики)
Лежебока – рыжий кот (на каждую строку загибаем пальцы)
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем кулачки)
Их не трудно сосчитать!

«Кто в лесочке живет?»

Кто в лесочке живет? (показываем пальчики)
Под корягой - старый крот, (на каждую строку загибаем пальцы)
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Будем пальцы загибать!

«Моем руки»


Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро (энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

 

«Пальчики»

 

Кулачки мы вместе сложим, (делаем кулачки и соединяем друг с другом средними фалангами)
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться, распрямиться,
(разгибаем пальчики, одновременно поворачиваем ладонями вверх, показываем ладошки)
Пальчик к пальчику прижмем, (соединяем пальчики, как в игре «Повстречались»)
Снова в кулачки сожмем.
 Разгибаем, распрямляем,
Снова в кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальчики и снова сжимаем в кулачки на каждый счет)
Пальцы вышли погулять (приподнять руки, показать пальчики, можно поиграть ими в воздухе, как будто они зашевелись на ветру)
 в домик спрятались опять (спрятать руки за спиной)

 

«Дятел»

Дятел – вятел (машите кистями рук, изображая крылья)

Сел на сук.

Тук – тук – тук (стучите большими пальчиками синхронно по столу)!

Тук – тук – тук (стучите одновременно указательными пальчиками двух рук по поверхности стола)!

Тук – тук – тук (стучите одновременно средними пальчиками двух рук по поверхности стола)!

Тук – тук – тук (стучите одновременно безымянными пальчиками двух рук по поверхности стола)!

Тук – тук – тук (стучите одновременно мизинчиками двух рук по поверхности стола)!

Долбит сук!

Ритм движений должен совпадать с ритмом произносимых звукоподражаний.

 

«Маленькая мышка»

Маленькая мышка
По городу бежит,
(бежим пальцами обеих рук по столу или коленям)
Глядит ко всем в окошки, (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).
И пальчиком грозит: (грозим пальчиком)
«А кто не лёг в кроватку? (руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях))
А кто не хочет спать? (переворачиваем руки на другой «бок»)
Такого непослушного
Я буду щекотать!»
(щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку)

 

Материал подготовила: Т.В. Кузнецова –

учитель-логопед МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка


Разговор ребёнка с незнакомцем

4 шага по прекращению беседы

      Мы - взрослые, родители, должны помочь ребенку научиться правильно прекращать беседу с незнакомцами. Для того, чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая:

ШАГ 1.  Учим ребенка ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ. Ребенок должен сказать себе, что перед ним - незнакомый человек. Неважно, девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина - если незнакомец, то ведем себя со всеми практически одинаково.

ШАГ 2.  Важно, чтобы ребенок мог ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ! Дома вместе с ребенком отмеряем на полу расстояние 2 метра и запоминаем его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается - надо уходить или убегать в безопасном направлении.

ШАГ 3.  Ребенок уже умеет считать до 5, и это важно! Именно на 5-й секунде нужно умело прекратить разговор. Среди  злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уже о доверчивом ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

ШАГ 4. Учим ребенка, что уходить нужно в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам или папам других детей, либо уйти домой.

РАССМОТРИМ ПРИМЕР:

- Здравствуй, девочка!

- Здравствуйте! (оценка ситуации: человек  - незнакомый; держим дистанцию и отходим от него на 2 метра).

- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение….

- Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор). Эти 4 пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.  

 

Берегите своих детей, учите их заботиться о собственной безопасности!


Музыка и здоровье детей

 

Консультация для родителей

 

       Музыка занимает в нашей жизни значительное место. Почему?

Ещё первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Радостно на душе – сама просится на волю весёлая, бодрая песня. Задумался, замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе навалилось – ничто не выразит так, как музыка боль и скорбь человеческую.

       Древние философы Платон и Аристотель считали музыку лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу.

       Древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам.

       Современные исследования показали, что человеческое тело находится в постоянной музыкальной вибрации. Учёные установили, что музыка воспринимается разными зонами человеческого мозга. Расшифровав компьютерные томограммы, исследователи составили «музыкальную карту мозга», где выяснилось, например, что аккорды в виде терции и тонического трезвучия воспринимаются только лобными долями головного мозга, отвечающими за наши положительные эмоции.

        В современном мире есть такое понятие – музыкальная терапия.

        Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень».  Есть также «Печень», «Лёгкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы принимают эти музыкальные  произведения, как таблетки и лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются в Японии.

         В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах.

         А в Мадрасе даже есть специальный центр по подготовке врачей – музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

         Наконец, и западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Самый большой эффект на пациентов оказывают мелодии В. Моцарта: не слишком громогласные, но и не слишком тихие, плавные, но не занудные и не однообразные – очаровательные в своей простоте.

         Этот музыкальный феномен, до конца ещё необъяснённый и поэтому загадочный, так и назвали «Эффект Моцарта».

Один из исследователей «Эффекта Моцарта», доктор Гордон Шоу объясняет: вибрация звуков создаёт энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

         В Канаде струнные квартеты Моцарта играют на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество ДТП.

        Японцы проэкспериментировали: когда музыка звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка – сакэ, получается именно из дрожжей, «прослушавших» Моцарта. Замечено, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока.

         И самое актуальное НОУ-ХАУ – это необычный лазерный диск, помогающий избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, создан у нас в Москве. В первую минуту прослушивания слышится нечто неопределённое, вроде птичьего чирикания, а затем льётся музыка… Какая? Это известная классика – «Токката и фуга ре-минор» Баха. Музыка должна быть обязательно полифонической, то есть многоголосой.

 

Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать:

На клеточном уровне

       Звон колоколов и колокольчиков.

       М.Мусоргский, опера «Борис Годунов» — сцена коронования.

       С.Рахманинов, 2-ой концерт.

       Ростовские колокольные звоны.

 

При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику:

       Произведения В.Моцарта.

 

При язвенных болезнях желудка и гастрите – сонаты Л.Бетховена.

 

Снимают раздражительность и нервные напряжения:

Л.Бетховен, Лунная соната.

П.И.Чайковский, Времена года.

П.И.Чайковский, Сентиментальный вальс

Песни М.Таривердиева и А.Пахмутовой.

 

Полное расслабление

Д.Шостакович, «Вальс» к кинофильму «Овод»

Свиридов, «Романс» к повести «Метель»

 

Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:

И.Дунаевский, «Марш» к кинофильму «Цирк».

А.Хачатурян, «Танец с саблями».

 

Поднимает давление

Мендельсон «Свадебный марш»

 

Снижает давление:

П.И.Чайковский «Лебединое озеро»

Э.Григ «Пер Гюнт».

 

Тонизирующее, бодрящее действие

 Брамс, «Венгерский танец».

 Монти «Чардаш».

 

Снимает головную боль

Огинский «Полонез»,

Бетховен, «К Элизе»

 

Улучшает работу сердца

 Л.Бетховен, «5-я симфония».

 Равель, «Балеро».

 С.Рахманинов, «Элегия».

 

Слушайте на здоровье!

 

В статье использованы материалы  из журналов «Здоровье», «Семья  и школа», «Дошкольное воспитание».

 

Консультацию подготовила музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Ефименко Светлана Владимировна 

 


Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

      Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. При выборе направления физического воспитания ребенка присмотритесь к особенностям его характера.

       Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

       Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

       Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

       Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

       Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья. 

       Ориентируйтесь на темперамент ребенка, на то, какие занятия ему больше по душе. Самое главное условие: не старайтесь превращать хобби в профессию, если сам ребенок не готов к этому. Если же вы поняли, что ребенок серьезно хочет связать свое будущее со спортом, многие тренеры дают неожиданный совет: "Не мешайте ему!"

 

Хоккей

      В эту игру, согласно известной песне, играют только настоящие мужчины.   Оптимальный возраст - с 5-6 лет.

      Если вашему сыну нравятся командные игры, в которых результат достигается совместными усилиями, в хоккейной секции ему будет комфортно. Не стоит записывать в хоккей ранимых натур и тех мальчиков, которые предпочитают чтение. Секция не сделает из него настоящего мужчину, а вот навредить психике может. В хоккее нужен бойцовский характер. Тренировки научат их грамотно расходовать свои силы. Кроме того, этот вид спорта покажет ребятам, как можно достойно и красиво проигрывать.

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.
        

     Плюсы   Спорт учит уважать и коллег по команде, и противников - этого требует хоккейный кодекс. Другими словами, ребенка учат быть человеком чести! Тренировка укрепляет все группы мышц, а кроме того, тренирует собранность, выносливость, внимание и глазомер. 

     Минусы 

Хоккей - это довольно дорогой вид спорта. Экипировка обходится родителям в несколько тысяч рублей (коньки стоят в среднем 1600-2000 рублей, клюшка - 600-900 рублей, шлем, защита, перчатки - в сумме от 2000 рублей, форма - не менее 1500 рублей), а обновлять спортивный гардероб придется по мере роста игрока, а это может происходить раз в полгода-год.

  

Спортивная гимнастика

     Красота, зрелищность, грация и очень серьезные физические нагрузки. Оптимальный возраст - с 4-5 лет.

     Если ваш ребенок предпочитает быть в центре всеобщего внимания, обладает хорошими актерскими качествами и выносливостью, любит играть один, этот вид спорта - для него. Тихоне тренировки помогут раскрыться, ведь с каждым занятием, чувствуя в себе растущую силу и способности, ваш мальчик будет укреплять уверенность в себе.

       Плюсы

У ребенка формируется здоровая осанка, укрепляется мышечный корсет. Гимнастика развивает артистизм: за время выступления спортсмену нужно покорить зрителей и жюри.      

      Минусы

В этом виде спорта, как ни в одном другом, важны диета и контроль массы тела. Очень высокий травматизм.

   Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

Особое внимание

Ребенку придется заниматься серьезно не только в спортшколе, но и дома: выделите 2 часа в день на проработку всех групп мышц: отжимания, приседания, скручивания пресса под вашим присмотром. Не настаивайте, если ребенок отказывается тренироваться дома, но мягко объясните, что поддерживать физическую форму нужно не только в спортшколе: это должно стать образом жизни.

 

 

Плавание

     Самый универсальный вид спорта, подходящий практически каждому. Оптимальный возраст - с 6-7 лет.

    Вода отлично \"лечит\" замкнутых детей. Отдавайте мальчика, который отказывается играть с друзьями и предпочитает досуг с машинками и книжками, в секцию плавания, и через пару месяцев вместе со страхом перед водой пройдет и страх общения. Маленького драчуна или задиру тоже хорошо \"приручает\" плавание. Если ребенку с рождения ставили диагноз \"гиперактивность\" и вам тоже кажется, что он слишком непоседлив, плавание поможет и здесь, ведь вода успокаивает нервную систему.

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.    

      Плюсы 

Формируется правильная осанка, мышцы всего тела развиваются гармонично.Развивается дыхательная система. Занятия в бассейне - естественный способ закаливания и повышения иммунитета. Водная среда отлично успокаивает нервы и настраивает на уравновешенный лад.  

     Минусы 

Состояние бассейна не всегда отвечает нормам санитарно-эпидемиологических служб. Поэтому к его выбору нужно подойти со всей серьезностью.


      Особое внимание

      Случается, что ребенок, которого начали водить в бассейн, через 1-2 недели начинает регулярно простужаться. Родители спешат бросить занятия, но это абсолютно неправильно! Педиатры объясняют это так: организм таким образом реагирует на "перемены климата". Как правило, на перестройку требуется 3-6 месяцев, а затем иммунная система заработает с полной отдачей, и вы заметите тот самый закаливающий эффект, на который и надеялись в самом начале. Главное - не бросать занятия после первой простуды, на время заболевания прекращать тренировки, а через неделю после выздоровления снова возвращаться в бассейн. Если простуды слишком часты (чаще 2 раз в месяц), первые занятия после болезни должны быть щадящими, не более 10 минут.  

 

 

Единоборства

       Искусство постоять за себя, идеально подходит для непоседливых детей. Оптимальный возраст - 7 лет. У  вас подрастает маленький задира? Вы пробовали "успокоить" его плаванием, но бассейн ему несимпатичен? Значит, ему прямая дорога в единоборства. Как это ни странно, но юного агрессора здесь научат не только правильно драться и постоять за себя, но и правильно концентрироваться и входить в медитативное состояние. Другими словами, его научат успокаиваться! Записывайтесь в секции дзюдо, айкидо, ушу, самбо или даже греко-римской борьбы - выбор огромен.

      Плюсы

 На  тренировках ребенка обучат не только самообороне, но и правильным падениям, контролю над собственным телом. А эти навыки пригодятся не только при внезапном нападении, но и в Обычной "мирной" жизни.Единоборства обучают разбираться в строении человеческого тела, тренер обращает внимание учеников на то, где находится тот или иной сустав или точка. 

      Минусы

Детей моложе 7 лет не стоит отдавать в единоборства. Среди тренеров считается, что до этого возраста ребенка трудно обучить концентрации и самодисциплине, а на них строится все искусство борьбы.

     Детские спортивные секции. Выбираем вместе.


 
Травматизм боевых искусств достаточно высок (хотя, если соблюдать технику, серьезных травм как раз удается избежать).

 

 

Волейбол

     Стремительная игра с понятными каждому зрителю и участнику правилами. Оптимальный возраст - с 7 лет.  Командные виды спорта, в том числе волейбол, хороши для тех ребят, которые любят и умеют общаться, в раннем детстве не терялись на детской площадке и охотно примыкали к любым играм со сверстниками. Такой мальчишка вполне справится и с ролью капитана команды, если удастся дорасти до этого почетного звания. Но ни в коем случае не отправляйте в эти секции мальчика замкнутого в надежде, что спорт расшевелит его. Скорее всего, вы получите обратный эффект: в сплоченной команде ребенок почувствует себя еще большим изгоем, и для его "лечения" потребуется вмешательство психологов. Если ребенок - ярко выраженный лидер, записывать его в волейбол тоже не стоит (если вы не уверены, что через полгода он станет капитаном команды). Лидерам больше подходят парные виды состязаний, такие как теннис, бадминтон или фехтование.

 

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

 

      Плюсы

 Игра зрелищная и позволяющая каждому игроку показать себя на площадке. Развивает стремительную реакцию. Довольно простые и наглядные правила, стимулирующие концентрацию, память, но не перегружающие игрока.

     Минусы

 Высокий травматизм.

       Особое внимание

     Если в вашей семье средний рост никогда не превышал отметку 180 см, то ребенка могут не принять в секцию! Ведь при отборе тренер прежде всего смотрит на рост родителей, чтобы понять, вырастет ли будущий волейболист высоким и статным

  

Памятка родителям 

     Если ребенок решил заниматься спортом профессионально: будьте готовы к ежедневным тренировкам ребенка, как правило, в утреннее или вечернее время. Заранее определите, кто будет возить ребенка на тренировку и забирать оттуда.

     Если ребенок занимается командным видом спорта, то раз в 1-2 недели по выходным он будет выезжать с командой на товарищеские турниры с другими спортшколами. А летом - на сборы в спортивном лагере.

     К 11-12 годам вам придется вместе с ребенком принимать важное решение: если он хочет продолжать спортивную карьеру, то нужно переходить из обычной школы в спортивную, где расписание привычных уроков скорректировано.

     Периодически вам нужно будет заниматься восстановительной реабилитацией своего юного спортсмена: водить его на массаж, посещать сауну. Раз в полгода обязателен визит к спортивному врачу.

                                                             Никулина О.В., инструктор по физической культуре

                                                                                         МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка

 


 


Назад
Вперед