Разговор ребёнка с незнакомцем

4 шага по прекращению беседы

      Мы - взрослые, родители, должны помочь ребенку научиться правильно прекращать беседу с незнакомцами. Для того, чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая:

ШАГ 1.  Учим ребенка ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ. Ребенок должен сказать себе, что перед ним - незнакомый человек. Неважно, девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина - если незнакомец, то ведем себя со всеми практически одинаково.

ШАГ 2.  Важно, чтобы ребенок мог ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ! Дома вместе с ребенком отмеряем на полу расстояние 2 метра и запоминаем его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается - надо уходить или убегать в безопасном направлении.

ШАГ 3.  Ребенок уже умеет считать до 5, и это важно! Именно на 5-й секунде нужно умело прекратить разговор. Среди  злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уже о доверчивом ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

ШАГ 4. Учим ребенка, что уходить нужно в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам или папам других детей, либо уйти домой.

РАССМОТРИМ ПРИМЕР:

- Здравствуй, девочка!

- Здравствуйте! (оценка ситуации: человек  - незнакомый; держим дистанцию и отходим от него на 2 метра).

- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение….

- Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор). Эти 4 пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.  

 

Берегите своих детей, учите их заботиться о собственной безопасности!


Музыка и здоровье детей

 

Консультация для родителей

 

       Музыка занимает в нашей жизни значительное место. Почему?

Ещё первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Радостно на душе – сама просится на волю весёлая, бодрая песня. Задумался, замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе навалилось – ничто не выразит так, как музыка боль и скорбь человеческую.

       Древние философы Платон и Аристотель считали музыку лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу.

       Древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам.

       Современные исследования показали, что человеческое тело находится в постоянной музыкальной вибрации. Учёные установили, что музыка воспринимается разными зонами человеческого мозга. Расшифровав компьютерные томограммы, исследователи составили «музыкальную карту мозга», где выяснилось, например, что аккорды в виде терции и тонического трезвучия воспринимаются только лобными долями головного мозга, отвечающими за наши положительные эмоции.

        В современном мире есть такое понятие – музыкальная терапия.

        Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень».  Есть также «Печень», «Лёгкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы принимают эти музыкальные  произведения, как таблетки и лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются в Японии.

         В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах.

         А в Мадрасе даже есть специальный центр по подготовке врачей – музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

         Наконец, и западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Самый большой эффект на пациентов оказывают мелодии В. Моцарта: не слишком громогласные, но и не слишком тихие, плавные, но не занудные и не однообразные – очаровательные в своей простоте.

         Этот музыкальный феномен, до конца ещё необъяснённый и поэтому загадочный, так и назвали «Эффект Моцарта».

Один из исследователей «Эффекта Моцарта», доктор Гордон Шоу объясняет: вибрация звуков создаёт энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

         В Канаде струнные квартеты Моцарта играют на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество ДТП.

        Японцы проэкспериментировали: когда музыка звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка – сакэ, получается именно из дрожжей, «прослушавших» Моцарта. Замечено, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока.

         И самое актуальное НОУ-ХАУ – это необычный лазерный диск, помогающий избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, создан у нас в Москве. В первую минуту прослушивания слышится нечто неопределённое, вроде птичьего чирикания, а затем льётся музыка… Какая? Это известная классика – «Токката и фуга ре-минор» Баха. Музыка должна быть обязательно полифонической, то есть многоголосой.

 

Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать:

На клеточном уровне

       Звон колоколов и колокольчиков.

       М.Мусоргский, опера «Борис Годунов» — сцена коронования.

       С.Рахманинов, 2-ой концерт.

       Ростовские колокольные звоны.

 

При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику:

       Произведения В.Моцарта.

 

При язвенных болезнях желудка и гастрите – сонаты Л.Бетховена.

 

Снимают раздражительность и нервные напряжения:

Л.Бетховен, Лунная соната.

П.И.Чайковский, Времена года.

П.И.Чайковский, Сентиментальный вальс

Песни М.Таривердиева и А.Пахмутовой.

 

Полное расслабление

Д.Шостакович, «Вальс» к кинофильму «Овод»

Свиридов, «Романс» к повести «Метель»

 

Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:

И.Дунаевский, «Марш» к кинофильму «Цирк».

А.Хачатурян, «Танец с саблями».

 

Поднимает давление

Мендельсон «Свадебный марш»

 

Снижает давление:

П.И.Чайковский «Лебединое озеро»

Э.Григ «Пер Гюнт».

 

Тонизирующее, бодрящее действие

 Брамс, «Венгерский танец».

 Монти «Чардаш».

 

Снимает головную боль

Огинский «Полонез»,

Бетховен, «К Элизе»

 

Улучшает работу сердца

 Л.Бетховен, «5-я симфония».

 Равель, «Балеро».

 С.Рахманинов, «Элегия».

 

Слушайте на здоровье!

 

В статье использованы материалы  из журналов «Здоровье», «Семья  и школа», «Дошкольное воспитание».

 

Консультацию подготовила музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Ефименко Светлана Владимировна 

 


Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

      Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. При выборе направления физического воспитания ребенка присмотритесь к особенностям его характера.

       Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

       Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

       Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

       Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

       Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья. 

       Ориентируйтесь на темперамент ребенка, на то, какие занятия ему больше по душе. Самое главное условие: не старайтесь превращать хобби в профессию, если сам ребенок не готов к этому. Если же вы поняли, что ребенок серьезно хочет связать свое будущее со спортом, многие тренеры дают неожиданный совет: "Не мешайте ему!"

 

Хоккей

      В эту игру, согласно известной песне, играют только настоящие мужчины.   Оптимальный возраст - с 5-6 лет.

      Если вашему сыну нравятся командные игры, в которых результат достигается совместными усилиями, в хоккейной секции ему будет комфортно. Не стоит записывать в хоккей ранимых натур и тех мальчиков, которые предпочитают чтение. Секция не сделает из него настоящего мужчину, а вот навредить психике может. В хоккее нужен бойцовский характер. Тренировки научат их грамотно расходовать свои силы. Кроме того, этот вид спорта покажет ребятам, как можно достойно и красиво проигрывать.

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.
        

     Плюсы   Спорт учит уважать и коллег по команде, и противников - этого требует хоккейный кодекс. Другими словами, ребенка учат быть человеком чести! Тренировка укрепляет все группы мышц, а кроме того, тренирует собранность, выносливость, внимание и глазомер. 

     Минусы 

Хоккей - это довольно дорогой вид спорта. Экипировка обходится родителям в несколько тысяч рублей (коньки стоят в среднем 1600-2000 рублей, клюшка - 600-900 рублей, шлем, защита, перчатки - в сумме от 2000 рублей, форма - не менее 1500 рублей), а обновлять спортивный гардероб придется по мере роста игрока, а это может происходить раз в полгода-год.

  

Спортивная гимнастика

     Красота, зрелищность, грация и очень серьезные физические нагрузки. Оптимальный возраст - с 4-5 лет.

     Если ваш ребенок предпочитает быть в центре всеобщего внимания, обладает хорошими актерскими качествами и выносливостью, любит играть один, этот вид спорта - для него. Тихоне тренировки помогут раскрыться, ведь с каждым занятием, чувствуя в себе растущую силу и способности, ваш мальчик будет укреплять уверенность в себе.

       Плюсы

У ребенка формируется здоровая осанка, укрепляется мышечный корсет. Гимнастика развивает артистизм: за время выступления спортсмену нужно покорить зрителей и жюри.      

      Минусы

В этом виде спорта, как ни в одном другом, важны диета и контроль массы тела. Очень высокий травматизм.

   Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

Особое внимание

Ребенку придется заниматься серьезно не только в спортшколе, но и дома: выделите 2 часа в день на проработку всех групп мышц: отжимания, приседания, скручивания пресса под вашим присмотром. Не настаивайте, если ребенок отказывается тренироваться дома, но мягко объясните, что поддерживать физическую форму нужно не только в спортшколе: это должно стать образом жизни.

 

 

Плавание

     Самый универсальный вид спорта, подходящий практически каждому. Оптимальный возраст - с 6-7 лет.

    Вода отлично \"лечит\" замкнутых детей. Отдавайте мальчика, который отказывается играть с друзьями и предпочитает досуг с машинками и книжками, в секцию плавания, и через пару месяцев вместе со страхом перед водой пройдет и страх общения. Маленького драчуна или задиру тоже хорошо \"приручает\" плавание. Если ребенку с рождения ставили диагноз \"гиперактивность\" и вам тоже кажется, что он слишком непоседлив, плавание поможет и здесь, ведь вода успокаивает нервную систему.

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.    

      Плюсы 

Формируется правильная осанка, мышцы всего тела развиваются гармонично.Развивается дыхательная система. Занятия в бассейне - естественный способ закаливания и повышения иммунитета. Водная среда отлично успокаивает нервы и настраивает на уравновешенный лад.  

     Минусы 

Состояние бассейна не всегда отвечает нормам санитарно-эпидемиологических служб. Поэтому к его выбору нужно подойти со всей серьезностью.


      Особое внимание

      Случается, что ребенок, которого начали водить в бассейн, через 1-2 недели начинает регулярно простужаться. Родители спешат бросить занятия, но это абсолютно неправильно! Педиатры объясняют это так: организм таким образом реагирует на "перемены климата". Как правило, на перестройку требуется 3-6 месяцев, а затем иммунная система заработает с полной отдачей, и вы заметите тот самый закаливающий эффект, на который и надеялись в самом начале. Главное - не бросать занятия после первой простуды, на время заболевания прекращать тренировки, а через неделю после выздоровления снова возвращаться в бассейн. Если простуды слишком часты (чаще 2 раз в месяц), первые занятия после болезни должны быть щадящими, не более 10 минут.  

 

 

Единоборства

       Искусство постоять за себя, идеально подходит для непоседливых детей. Оптимальный возраст - 7 лет. У  вас подрастает маленький задира? Вы пробовали "успокоить" его плаванием, но бассейн ему несимпатичен? Значит, ему прямая дорога в единоборства. Как это ни странно, но юного агрессора здесь научат не только правильно драться и постоять за себя, но и правильно концентрироваться и входить в медитативное состояние. Другими словами, его научат успокаиваться! Записывайтесь в секции дзюдо, айкидо, ушу, самбо или даже греко-римской борьбы - выбор огромен.

      Плюсы

 На  тренировках ребенка обучат не только самообороне, но и правильным падениям, контролю над собственным телом. А эти навыки пригодятся не только при внезапном нападении, но и в Обычной "мирной" жизни.Единоборства обучают разбираться в строении человеческого тела, тренер обращает внимание учеников на то, где находится тот или иной сустав или точка. 

      Минусы

Детей моложе 7 лет не стоит отдавать в единоборства. Среди тренеров считается, что до этого возраста ребенка трудно обучить концентрации и самодисциплине, а на них строится все искусство борьбы.

     Детские спортивные секции. Выбираем вместе.


 
Травматизм боевых искусств достаточно высок (хотя, если соблюдать технику, серьезных травм как раз удается избежать).

 

 

Волейбол

     Стремительная игра с понятными каждому зрителю и участнику правилами. Оптимальный возраст - с 7 лет.  Командные виды спорта, в том числе волейбол, хороши для тех ребят, которые любят и умеют общаться, в раннем детстве не терялись на детской площадке и охотно примыкали к любым играм со сверстниками. Такой мальчишка вполне справится и с ролью капитана команды, если удастся дорасти до этого почетного звания. Но ни в коем случае не отправляйте в эти секции мальчика замкнутого в надежде, что спорт расшевелит его. Скорее всего, вы получите обратный эффект: в сплоченной команде ребенок почувствует себя еще большим изгоем, и для его "лечения" потребуется вмешательство психологов. Если ребенок - ярко выраженный лидер, записывать его в волейбол тоже не стоит (если вы не уверены, что через полгода он станет капитаном команды). Лидерам больше подходят парные виды состязаний, такие как теннис, бадминтон или фехтование.

 

Детские спортивные секции. Выбираем вместе.

 

      Плюсы

 Игра зрелищная и позволяющая каждому игроку показать себя на площадке. Развивает стремительную реакцию. Довольно простые и наглядные правила, стимулирующие концентрацию, память, но не перегружающие игрока.

     Минусы

 Высокий травматизм.

       Особое внимание

     Если в вашей семье средний рост никогда не превышал отметку 180 см, то ребенка могут не принять в секцию! Ведь при отборе тренер прежде всего смотрит на рост родителей, чтобы понять, вырастет ли будущий волейболист высоким и статным

  

Памятка родителям 

     Если ребенок решил заниматься спортом профессионально: будьте готовы к ежедневным тренировкам ребенка, как правило, в утреннее или вечернее время. Заранее определите, кто будет возить ребенка на тренировку и забирать оттуда.

     Если ребенок занимается командным видом спорта, то раз в 1-2 недели по выходным он будет выезжать с командой на товарищеские турниры с другими спортшколами. А летом - на сборы в спортивном лагере.

     К 11-12 годам вам придется вместе с ребенком принимать важное решение: если он хочет продолжать спортивную карьеру, то нужно переходить из обычной школы в спортивную, где расписание привычных уроков скорректировано.

     Периодически вам нужно будет заниматься восстановительной реабилитацией своего юного спортсмена: водить его на массаж, посещать сауну. Раз в полгода обязателен визит к спортивному врачу.

                                                             Никулина О.В., инструктор по физической культуре

                                                                                         МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка

 


 


Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников

 

    Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

     Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные педагоги.

     Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка, должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.     

      Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
          Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
          Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

       Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать. Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

       Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. На мой взгляд, самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

           

        Я предлагаю  некоторые игровые упражнения, способствующие развитию  как мышления, так и речи вашего ребенка. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

 

«Закончи слово»

        Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

 

«Отгадай, что я хочу сказать»

       Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

       Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

       Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

       Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

     

       Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово». 

       Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

        Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

     

         Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

      Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

       Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
      

Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности.

Они также способствуют увеличению словарного запаса.

 

Игра «Как это можно использовать»

       Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой  маленький». Можно использовать следующие пары слов:

       Веселый    –   грустный
       Быстрый    – медленный
       Пустой       –  полный
       Худой  –    толстый
       Умный           –   глупый
       Тяжелый –   легкий
       Храбрый        –    трусливый
       Твердый    –   мягкий
       Шершавый  –    гладкий

 

Игра «Бывает – не бывает»

     Для  игры  Вам  понадобится  мяч.
     Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

     Ситуации можно предлагать разные:

  • Папа   ушел на работу.
  • Поезд летит по небу.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Яблоко соленое.
  • Дом пошел гулять.
  • Волк бродит по лесу.
  • На дереве выросли шишки.
  • Кошка гуляет по крыше.
  • Собака гуляет по крыше.
  • Девочка рисует домик.
  • Лодка плавает по небу.
  • Ночью светит солнце.
  • Зимой идет снег.
  • Зимой гремит гром.
  • Рыба поет песни.
  • Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

      Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

      Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

      Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

 

Игра «Кто кем будет»

       Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

       Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

 

Игра «Что внутри?»

       Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
Например:

  • дом – стол; 
    шкаф – свитер;
    холодильник – кефир;
    тумбочка – книжка
    кастрюля – суп;
    дупло – белка;
    улей – пчелы;
    нора – лиса;
    автобус – пассажиры;
    корабль – матросы;
    больница – врачи,
     магазин – покупатели.

 

        Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

        Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

      

     Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее  необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
             

      Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у Вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

 

Памятка

Уважаемые родители!

 Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

     1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение  от  интеллектуальных  занятий.
    2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите   ребенку  более  легкий вариант.
     3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или  даже некоторого  регресса.
     4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
     5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
     6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте  у  него  уверенность  в  своих силах.
     Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

 

Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

                                               

 Советы подготовила: Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог

                                                                                       МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Совместная деятельность педагога-психолога с родителями детей-подготовишек

        Успешность совместной деятельности педагога-психолога и семьи ребенка определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. 

      Еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка является одной из главных задач в работе педагога-психолога.

     Сотрудничество, взаимодействие, доверительность должны быть основным звеном в работе педагога-психолога с родителями. В стенах нашего детского сада образование ребенка- дошкольника направлено на обогащение, а не на искусственное ускорение его развития. В отличии от искусственного ускорения развития, образование дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечить его развитие, сохранить радость детства.

     Важнейшим условием успешного обучения в начальной школе является наличие мотивов учения. Предпосылки  возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующимся к концу дошкольного детства желанием детей поступить в школу, с другой - развитием любознательности и умственной активности.

     Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На различных занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, обличенных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий познавательного характера. В игре ребенок учится подчиняться определенным правилам.

      Начальная школа предъявляет ребенку огромное количество формальных требований.  И если у него не сформированы механизмы произвольного поведения, выполнение этих требований оказывается настолько трудным, что может полностью блокировать учебный процесс, вызвать у ребенка отвращение к школьному обучению.

Подготовка руки к письму

      В школе на первом этапе обучения многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом:  быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево» и «право», «лист» и «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно- двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Поэтому необходимо готовить руку ребенка к письму заблаговременно. 

 

Рекомендации для родителей

1.       Самомассаж ладоней и пальцев руки:

а) массаж ладоней карандашом (дети катают карандаш между ладонями);

б) массаж пальцев колечками;

в) массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями);

г) массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами);

д) массаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли (семена фасоли насыпаны на поднос, дети катают их ладонями);

е) массаж пальцев рук «Колодец» (банку или ведёрко заполняют семенами фасоли или гороха, туда же кладут мелкие игрушки. Дети опускают руку в банку, нащупывают игрушку и достают её.)

2.Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого),

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки),

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберём (загибают пальцы, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

3.Упражнения:

        а) сортировка семян;        

        б) выкладывание узора из семян фасоли;        

        в) игра с палочками (дети из палочек составляют различные предметы, буквы); листа бумаги в разных направлениях («Самолётик»);        

        г) поделки        

        д) складывание из проволоки (круг, квадрат, овал, треугольник, многоугольник, букв);                      

        е) выкладывание узоров из геометрических фигур;          

        ж) нанизывание бусин на леску;                    

        з) шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

        и) игры с конструктором «Лего».

Совместная деятельность педагога-психолога с родителями детей-подготовишек

 

4. Лепка из пластилина, теста, глины или работа ножницами:

а) сгибание бумаги в разных направлениях и вырезание по сгибу;

б) обводка по трафарету и вырезание геометрических фигур, букв.

   

5. Работа в прописях (в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями): 

        а) штриховка;  

        б) обвод контуров;    

        в) проведение различных линий; 

        г) раскрашивание предметов и др.
     

         В процессе этих занятий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие речи.  ЗАДАНИЯ   В   ЗАНЯТИЯХ   ЧЕРЕДУЮТСЯ!

Совместная деятельность педагога-психолога с родителями детей-подготовишек

 

Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики:

1.Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами.

2.Пальчиковая гимнастика «За ягодами»:

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы обеих рук, начиная с большого, «здороваются»).

 В лес пошли мы погулять («идут» указательными и средними пальцами обеих рук по столу)

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём (загибают пальцы, начиная с большого)

И братишке отнесём.

3.Складывание листа бумаги в разных направлениях.

4.Подвижная игра «Собери предметы» (собрать мелкие предметы, разбросанные по полу).

5.Работа в прописях: штриховка (сверху вниз, слева направо, по диагонали).

 

       Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной     ошибкой - все это создает положительную мотивацию вашему ребенку. И как бы не продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям. Не перегружайте его занятиями, развивайте в нем уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками  и взрослыми.

      Помните, ребенок должен быть уверен в том, что отличник он или нет, он все равно для вас самый любимый! Поддерживайте своих детей, проявляйте к ним максимум внимания!

  Составитель: педагог-психолог Седавных Г.Е.  


Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В.А. Сухомлинский

 

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Учитывая, что отклонения в развитии (как в речевом, так и в познавательном) могут возникнуть уже в раннем возрасте, перед педагогами нашего учреждения, стоит задача предупреждения, своевременного выявление таких детей и оказание им индивидуальной коррекционной помощи.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Уважаемые родители! Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности в речевом и познавательном развитии, воспользуйтесь приведенными, ниже играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, и Вы заметите, как благотворно они повлияют на развитие Вашего ребенка.

 

Игры и упражнения

 

Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

 Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Развитие мелкой моторики рук, как средство   развития речи у детей дошкольного возраста

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

 

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу-рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще дома можно устроить пальчиковый театр.

Развитие мелкой моторики рук, как средство   развития речи у детей дошкольного возраста

 

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Переливание жидкостей из одной емкости в другую.

Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

Развитие мелкой моторики рук, как средство   развития речи у детей дошкольного возраста

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

Развитие мелкой моторики рук, как средство   развития речи у детей дошкольного возраста

 

Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!

И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!

 

Кузнецова Татьяна Владимировна - учитель-логопед, учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада № 11

  Центра развития ребенка

 

 


Назад
Вперед