НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления....

полная версия nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.docx [36.58 Kb]


Права детей в России

Права детей - граждан России - представляют собой свод принципов, зафиксированных в отечественных и международных документах. На мировом и национальном уровне существует достаточно много актов, регламентирующих статус лиц, не достигших 18-ти лет. Рассмотрим далее, как осуществляется защита прав детей в России.

 

Нормативная база

       В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

  • Семейный кодекс РФ.
  • Декларацию прав ребенка.
  • ФЗ, регулирующий деятельность опекунских и попечительских советов.
  • ФЗ, устанавливающий основы системы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Указ Президента, согласно которому осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка России.
  • Кодекс об административных правонарушениях и другие акты.

Декларация прав ребенка

      В России действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959-м году. Положения, в первую очередь, устанавливают равенство всех несовершеннолетних вне зависимости от пола, расы, религии, языка, цвета кожи, социального либо национального происхождения, рождения или другого обстоятельства, связанного с появлением лица на свет. Закон и прочие государственные меры должны гарантировать права детей в России, обеспечивать социальную поддержку, предоставлять благоприятные условия и возможности для умственного, духовного, нравственного, физического и общественного развития в условиях сохранения достоинства и свободы. Издание актов, регулирующих эту сферу, должны быть направлены на реализацию интересов несовершеннолетних.

Семья

      Она должна быть у каждого ребенка. Семья необходима для обеспечения полноценного физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. В этой связи приоритетным способом устройства ребенка выступает усыновление. У каждого несовершеннолетнего есть возможность знать своих родителей. Исключением из этого положения может выступать случай, когда должна быть сохранена тайна усыновления. Кроме этого, каждый ребенок имеет право получить заботу родителей. Это положение включает в себя несколько пунктов, являющихся прямыми обязанностями отца и матери. Так, родители должны обеспечить заботу о:

  • Здоровье
  • Развитии
  • Образовании
  • Материальном обеспечении

     Неисполнение обязанностей родителями может привести к лишению их прав на ребенка. При таком решении несовершеннолетний будет передан под опеку соответствующих органов или ближайших родственников. Ребенок, проживая в семье, должен быть обеспечен надлежащим питанием, одеждой, жильем, развлечениями и медицинским обслуживанием. Для наиболее полной реализации прав ребенка на получение необходимого содержания, уход малышам должен предоставляться в дородовой и послеродовой периоды.

       Речь, в частности, идет о надлежащем медобслуживании, пособиях, предусмотренных государством. Внутри семьи дети должны получать необходимое воспитание в любви и взаимном уважении. При этом несовершеннолетние должны быть ограждены от всякого насилия, жестокости, эксплуатации. Дети не могут быть объектами торговли ни в какой форме. Воспитание несовершеннолетних в семье должно быть ориентировано на развитие личности, осознание ответственности за свои поступки.

 

Права детей в России

Общение с родственниками

     Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

  • Дедушки
  • Бабушки.
  • Братья
  • Сестры
  • Тети
  • Дяди и прочие

      Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

 

Сохранение свобод и интересов

      Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами. В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители. Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован).

 

Права детей в России

 

Собственное мнение

      У ребенка есть право выразить свои мысли относительно какого-либо вопроса. При этом необходимо отличать ситуации, когда мнение может быт учтено и когда является обязательным. Внутри семьи ребенок может высказаться относительно любого вопроса, касающегося его интересов и свобод. При достижении им 10-ти лет его мысли должны быть учтены при принятии какого-либо решения, связанного с ним. С 10-ти лет мнение и согласие ребенка являются обязательными при рассмотрении вопросов, касающихся его свобод и интересов. В частности, это необходимо при:

  • усыновлении
  • восстановлении прав родителя
  • изменении фамилии (имени)
  • назначении попечителя или опекуна
  • изменения отчества, фамилии и имени при усыновлении или его отмене

Особые случаи

     Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.


Приобщение ребёнка к музею "Пойдем в музей..."

С какого возраста начинать приобщение ребёнка к  музею? Этот вопрос вызывал и вызывает немало дискуссий среди родителей. В наше время, даже в самых маленьких городках есть историко-краеведческие или художественные музеи.

        Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
        Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В XVIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

        В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

     Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

      Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ваш малыш будет воспринимать подобные мероприятия. У каждого человека свой круг интересов, разным людям интересны разные вещи, поэтому вести ребенка надо туда, где ему будет действительно интересно. Обязательно подстраивайтесь под интересы ребенка.
Учитывайте его природные склонности и таланты. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. В счастью, в нашем городе есть такой музей – это историко-краеведческий музей имени А.М. Иванова. Первое посещение музея лучше комбинировать с прогулкой. Ваша задача – так заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям надо исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о нашем городе».

        Малыш должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в музее, и стремиться увидеть это своими глазами.

        Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание: большое оно или маленькое, что его украшает. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

        Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.
Заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так. Что в музее ничего нельзя трогать руками, особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом. Приведите простой довод: каждый день в музее бывают посетители и, если каждый из них дотронется до какого-то экспоната, что от него останется через несколько дней?

        Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.

       Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
        Словом, отнеситесь к посещению музеев творчески – польза от этого будет огромная не только для ребенка, но и для всей семьи. И пусть лучшей наградой вам станет вопрос ребенка: «А в какой музей мы пойдем в это воскресенье?»

 

Приобщение ребёнка к музею "Пойдем в музей..."

 

                                   Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

                                                              Центр развития ребенка»


10 способов контролировать детское поведение

  1. 1.      Отвлечение

В случае появления агрессии отвлеките ребенка: рассмешите его; напомните о том, что он добрый; предложите пожалеть обиженного. Иногда ребенка достаточно увести в другое место, чтобы он успокоился и пришел в себя.

  1. 2.      Просьба и объяснение

Дети с готовностью откликаются на просьбы, выраженные коротко и четко. Произносите просьбы спокойным, уверенным тоном, находитесь на одном уровне с ребенком, глядя ему в глаза.

  1. 3.      Мягкое физическое воздействие

Возьмите за руку расшалившегося ребенка и переключите его внимание. Полезными бывают объятия и мягкие удерживания от агрессивных действий. При этом ребенок должен понимать, что вы хотите только удержать его, а не наказать. Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте на удары. Объясните, что видите, как ребенок расстроен или рассержен, но будете с ним и подождёте, когда он успокоится.

  1. 4.      Помощь в выражении гнева безопасным образом

Запрет на выражение гнева не решает проблему агрессии. Отсроченный гнев все равно найдет выход и будет направлен, скорее всего, не по адресу. Для разрядки негативных эмоций используйте надувные дубинки для шуточных поединков; бумагу – ее можно рвать и комкать. Пенопласт, который можно ломать; песок, глину и пластилин, которые можно мять и давить.

  1. 5.      Вознаграждение

Хвалите и награждайте ребенка за добрые поступки, за то, что он удержался от агрессии. Не злоупотребляйте этим способом.

  1. 6.      Наказание

Этим способом также не следует злоупотреблять. Наказание не должно унижать ребенка и быть чрезмерным. Физические наказания исключены. Для агрессора хорошим наказанием бывает временное игнорирование сразу после совершенного им акта агрессии в сочетании с лаской, вниманием и жалостью к обиженному малышу.

  1. 7.      Приказ или команда

Используйте этот способ только в экстренных случаях, когда стоит вопрос о жизни или здоровье детей. В иных случаях он считается негативной формой управления поведения. Избегайте повышенного тона, тревожных, гневных или возмущенных интонаций.

  1. 8.      Демонстрация дружелюбия и любви

Один из самых действенных способов. Проявляйте сочувствие к чужой боли, терпимость, спокойствие и гибкость при разрешении конфликтных ситуаций, равное уважение и принятие каждой из конфликтующих сторон.

  1. 9.      Обучение мирным способам поведения в проблемных ситуациях

Научите детей вместо использования физических воздействий обмениваться игрушками, просить разрешения брать что-то друг у друга, говорить «нет» или «не хочу» и больше пользоваться речью. Объясните детям, что они должны обращаться за помощью к взрослым в конфликтных ситуациях, которые не могут разрешить мирным путем самостоятельно.

10.  Договор

Договаривайтесь с детьми об изменении агрессивного поведения. Для этого нужно: показать понимание чувств ребенка; выразить свои чувства относительно его поведения; попросить его предложить альтернативный способ выхода из конфликтной ситуации или предложить свой; обсудить и прийти к соглашению об альтернативном способе поведения, которое устраивает всех.

                                                   Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОК детского сада № 11

                                                                               Центра развития ребенка

 

                                         Памятка подготовлена по материалам журнала «Справочник

                                  руководителя дошкольного учреждения» № 11, 2016 год


Экологическое воспитание дошкольников в семье

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Для ребёнка - животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же, все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи родителей, но обращаясь к ребенку за помощью, взрослый решает ещё одну задачу - трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает, как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Задача взрослых -  приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают его эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Детские впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый должен помочь ребенку составить коллаж, сочинить загадку, сказку, нарисовать вместе с ребёнком картину  и т.п. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового или природного материала.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети - наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда, может быть, в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди - добрее.

 

              Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Эмоциональное благополучие ребёнка

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности, несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких, их отношения и реакции на его поведение.

От того,  как близкие научат ребенка доверять близкому окружению, сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам, сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями, правильно организуют совместный досуг с ребенком, способствуют проявлению гуманных чувств, а также от того, как они научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника, выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, удивление, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло», негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека, удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия) 

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

      Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

      Это ребенок, который:

• улыбается
• непосредственно ведет себя в разных ситуациях 
• общительный
• доброжелательный
• способен выслушать других
• не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор
• ласков с родными и близкими
• не проявляет агрессии
• не берет чужие вещи без спроса
• в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение
• проявляет чувство юмора
• считается с мнением окружающих
• прислушивается к советам взрослых.
   

    Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители! Помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

1. Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери.
2. Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры.
3.  Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев.
4.  На своем примере показывайте значимость своей семьи.

5.  Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания.
6. Учите сопереживать человеку, попавшему в беду.

7. Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди».
8. Формируйте адекватную самооценку.
9. Постарайтесь стать своему ребенку самым близким другом.
10 .Учите его дорожить друзьями.
11. Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов.
12. Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни.


       Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего  дня.

 

                                       Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                                  МАДОУ детского сада № 11

                                                                  Центра развития ребенка

 


Правила поведения по отношению к животным

Все дети испытывают любовь и интерес к братьям нашим меньшим.

Собаки и кошки прекрасно отличают взрослого от ребенка. Они многое могут прощать малышу, делая скидку на возраст. Маленькие дети обычно относятся к домашним питомцам, как к игрушке. Но даже собачьему и кошачьему терпению когда- то приходит конец.

Старайтесь объяснить ребенку, что домашний питомец – не игрушка, а живое существо: ему может быть также радостно и больно, как и самому ребенку.

Не разрешайте ребенку дергать животное за лапы, уши, хвост.

Строго запретите малышу забирать у питомца пищу.

Научите детей не приближать лицо близко к животному, а также соблюдать правила гигиены: не целовать «домашнего друга» (особенно в нос, где много бактерий) и мыть руки после общения.

Чтобы в детской душе росла любовь и ответственность, мало просто купить животное. Родители должны осознавать, что за любое живое существо в своем доме отвечает только взрослый. Тогда домашний питомец будет жить долго и счастливо, принося радость.

Перед тем, как животное переступит порог вашего дома, вы должны определиться, какое домашнее животное более всего подходит не только вашему ребенку, но и вам. Следует учитывать возраст вашего ребенка, а также ваши возможности по содержанию и уходу за животным.

 

КОШКА

Именно кошка является одним из самых любимых человеком животных. Ничего удивительного. Котёнка хочется взять на руки, погладить, приласкать. С кошкой можно играть. Кошки- спокойные, ласковые, дружелюбные звери. Однако стоит помнить, что котенок может быть агрессивным, обидчивым и даже злопамятным. Поэтому вам надо научить вашего ребенка правильно ухаживать за котенком и объяснить, как правильно играть с ним.

          СОБАКА

Собака в доме – это верный и преданный друг всей семьи. Щенок поможет вашему ребенку стать более ответственным и дисциплинированным. Однако, собаке требуется уделять много времени и внимания. Щенка нужно выгуливать, кормить и дрессировать. Родителям необходимо быть готовыми помогать ребенку в этом вопросе.

          ГРЫЗУНЫ

Если вы не сможете содержать в доме кошку или собаку, то в этом случае можно завести небольшого грызуна. Это - хомячки, морские свинки, кролики. Однако не стоит забывать, что эти небольшие зверьки могут кусаться. В вопросах безопасности не забудьте объяснить вашим детям, что во время игр с грызунами надо быть осторожным и не пугать зверька резкими движениями.

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ

Домашний аквариум, несомненно, украсит ваш дом. Кроме того, научит ребенка наблюдательности и самостоятельности. Аквариумные рыбки отличаются от остальных питомцев тем, что их нельзя погладить, с ними нельзя поиграть. Следует помнить, что аквариумные рыбки очень требовательные существа и нуждаются в деликатном уходе. Перед тем, как их купить, вам нужно тщательно изучить условия их содержания и научиться ухаживать за аквариумом.

ПТИЦЫ

Пернатый друг в доме- предмет любования всех членов семьи. Здесь тоже есть свои трудности, но и удовольствия не меньше. Не забывайте, что крупные птицы могут представлять опасность для вашего ребенка. Некоторые виды попугаев обладают большим и сильным клювом, когтями. Кроме того, птицы очень требовательны к температурному режиму и нуждаются в регулярном и специальном питании. Все-таки, таких птиц советуют заводить в более старшем возрасте, когда у ребенка будет развито чувство ответственности. Птица сможет научить вашего ребенка быть терпеливым. Ведь обучение попугая человеческим словам – довольно длительный процесс, требующий много упорства, настойчивости и терпения.

         
         Домашний питомец поможет вашему малышу стать более внимательным, отзывчивым и ответственным. Научит его слушать и понимать других, быть более терпеливым и заботливым. Хомячок, кошка, черепашка или собака часто заменяют друга: им доверяют секреты, печали и радости. Если родители принимают щенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.
Нам надо научить малыша любить, уважать все живое. Но, как же этому можно научить? Прежде всего, нужно начать с себя. Мы сами должны научиться любить животных.

 

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист –

Показалось котёнку, что позвали: «Кис-кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 

                                Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Развиваем речь малыша

Речь любого человека осуществляется очень сложным анатомо - физиологическим аппаратом. Он состоит из центрального органа - головного мозга и периферических органов речи: органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все эти органы под воздействием центральной нервной системы взаимодействуют друг с другом, и каждый из них играет свою определённую роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.

Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. И именно в этот период функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Критическим периодом развития речи является возраст до 3 лет. У ребёнка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, он накапливает большой словарный запас, овладевает главными формами родного языка. Если малыш родился и развивался без патологий, но родители мало уделяли внимания развитию речи, то в дальнейшем будет очень трудно наверстать упущенное время. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны помочь развить речь своему ребёнку.

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

С момента рождения малышу важно слышать полноценную, правильную речь близких людей, видеть их лица, наблюдать за правильной артикуляцией.

Многократно называйте свои действия, предметы домашнего обихода.

Чаще берите младенца на руки, пеленайте, кормите - ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.

Ребёнок заговорит только тогда, когда его захотят слушать.

Нужно всячески поощрять попытки ребёнка заговорить.

Нужно говорить с малышом короткими фразами, медленно.

Нельзя «сюсюкать», говорить «детским языком» и позволять это делать другим.

Хорошо читать ребёнку каждый день и не отказывать, если малыш попросит прочитать полюбившуюся книжку ещё раз.

Важно развивать любопытство, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Любите своего ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми.

                              Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                         МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Цветотерапия

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда.Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

       Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

      Лечение цветотерапией можно проводить самостоятельно, достаточно четко представить себе тот или иной цвет или же попасть в среду, богатую этим цветом, и Вы сразу же почувствуете результат.

      Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку.        Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.  

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.  

Желтый  как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. 

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. 

Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле.успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. 

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый  действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система .Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях .

В каких случаях цветотерапия может помочь?

- как профилактическая и коррекционная мера  при возникновении эмоционального выгорания учителей:

- если имеются различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)

- при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств

- при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость

- при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах

- для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет)

- головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность

- профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего  школьного возраста:

- как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия), глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет),

- для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов

- развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха

укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.

Цветотерапия Цветотерапия
  

Статью подготовила: Седавных Г.Е.

Педагог-психолог  первой квалификационной категории

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка

декабрь 2015 год


«Пусть дорога маленьких велосипедистов будет безопасной»

 

«Пусть дорога маленьких велосипедистов будет безопасной»

 

        Какой ребенок не мечтает о велосипеде? Мальчишки и девчонки готовы горы свернуть, лишь бы родители купили им долгожданный велосипед. Однако, родители не должны забывать, что велосипед — это транспортное средство, владение и управление которым подразумевает выполнение общепринятых правил. Именно с ними надо познакомить будущего водителя еще до того, как заветный двухколесный друг появится в Вашем доме.

        Малыш должен понимать, что пешеход всегда прав! И он обязан соблюдать осторожность и быть внимательным к встречным людям: по тротуару могут идти пожилые люди, маленькие дети, мамы с колясками. Не стоит увлекаться трюками и гонками: это опасно!

        Переходить большую дорогу по пешеходному переходу или на зеленый свет светофора, следует пешком, ведя двухколесного друга рядом. При этом маленький велосипедист становится пешеходом. 

Ребенка надо познакомить и со знаками дорожного движения. Круглый дорожный знак синего цвета с изображенным белым велосипедом означает начало велосипедной дорожки! Знак означает разрешенную для велосипедистов дорогу.

       Езда на велосипеде – удобный вид транспорта и вид спорта. Наряду с увеличением популярности велосипедов, значительно увеличивается риск получения травм. Травмы,  полученные велосипедистами различны – начиная от порезов, царапин и синяков, заканчивая переломами, внутренними ранами, травмами головы и даже смертельными случаями. Ежегодно погибает около 800 велосипедистов, примерно 20 тыс. попадают в больницы.

       Следует обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу. Ребёнок, только-только научившийся ездить на велосипеде, склонен переоценить свои возможности и часто не понимает, какие опасности подстерегают его на улице.

       Самая лучшая гарантия безопасности при езде на велосипеде – тренировки.  Чаще всего первоначальная тренировка состоит из базовых инструкций родителей о том, как держать равновесие и крутить педали.

       Постоянный присмотр за маленькими велосипедистами - обязательное требование.

Детский велосипед должен быть:

- надёжным и безопасным;

- соответствующим росту;

- удобным;

- с одной скоростью, без ручного тормоза (концентрация внимания на переключение скоростей может отвлечь от управления и привести к падению).

       Велосипед обязательно должен быть оснащен катафотами.

       Обязательно приобретите для ребёнка светоотражатели, велосипедный флажок и шлем. И объясните их назначение. Флажок крепится к втулке заднего колеса. Он должен быть выше головы ребёнка. Это поможет маленькому участнику дорожного движения стать более заметным. Шлем защитит голову при падении и столкновении. Он не должен закрывать уши или ограничивать обзор.  Верхняя одежда должна быть яркого цвета, чтобы велосипедиста было видно на расстоянии.

        А где можно кататься на велосипедах? Обычно дети отвечают: "По дороге". Детям и подросткам до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на специально оборудованной детской площадке или по специальным велосипедным дорожкам. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть. А почему? По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будет им мешать. Они могут быть вынуждены сойти на проезжую часть, а это очень опасно.

       Прежде чем разрешить ребёнку покататься на велосипеде, выберите безопасное для поездок место и научите ребёнка замечать окружающую обстановку и считаться с другими участниками движения. Ребёнок должен знать, что на "взрослом" велосипеде разрешено перевозить только одного ребёнка до 7 лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножкой.

       Перед выездом велосипедист или его родитель обязан проверить транспортное средство на исправность, подкачать шины. Рулевому управлению и тормозам следует уделить особо пристальное внимание. В случае какой-либо неисправности, ездить на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО! 

 

Никулина О.В., инструктор по физической культуре

                                                    МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка


Назад
Вперед