Эмоциональное благополучие ребёнка

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности, несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких, их отношения и реакции на его поведение.

От того,  как близкие научат ребенка доверять близкому окружению, сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам, сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями, правильно организуют совместный досуг с ребенком, способствуют проявлению гуманных чувств, а также от того, как они научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника, выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, удивление, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло», негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека, удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия) 

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

      Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

      Это ребенок, который:

• улыбается
• непосредственно ведет себя в разных ситуациях 
• общительный
• доброжелательный
• способен выслушать других
• не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор
• ласков с родными и близкими
• не проявляет агрессии
• не берет чужие вещи без спроса
• в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение
• проявляет чувство юмора
• считается с мнением окружающих
• прислушивается к советам взрослых.
   

    Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители! Помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

1. Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери.
2. Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры.
3.  Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев.
4.  На своем примере показывайте значимость своей семьи.

5.  Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания.
6. Учите сопереживать человеку, попавшему в беду.

7. Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди».
8. Формируйте адекватную самооценку.
9. Постарайтесь стать своему ребенку самым близким другом.
10 .Учите его дорожить друзьями.
11. Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов.
12. Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни.


       Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего  дня.

 

                                       Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                                  МАДОУ детского сада № 11

                                                                  Центра развития ребенка

 


Правила поведения по отношению к животным

Все дети испытывают любовь и интерес к братьям нашим меньшим.

Собаки и кошки прекрасно отличают взрослого от ребенка. Они многое могут прощать малышу, делая скидку на возраст. Маленькие дети обычно относятся к домашним питомцам, как к игрушке. Но даже собачьему и кошачьему терпению когда- то приходит конец.

Старайтесь объяснить ребенку, что домашний питомец – не игрушка, а живое существо: ему может быть также радостно и больно, как и самому ребенку.

Не разрешайте ребенку дергать животное за лапы, уши, хвост.

Строго запретите малышу забирать у питомца пищу.

Научите детей не приближать лицо близко к животному, а также соблюдать правила гигиены: не целовать «домашнего друга» (особенно в нос, где много бактерий) и мыть руки после общения.

Чтобы в детской душе росла любовь и ответственность, мало просто купить животное. Родители должны осознавать, что за любое живое существо в своем доме отвечает только взрослый. Тогда домашний питомец будет жить долго и счастливо, принося радость.

Перед тем, как животное переступит порог вашего дома, вы должны определиться, какое домашнее животное более всего подходит не только вашему ребенку, но и вам. Следует учитывать возраст вашего ребенка, а также ваши возможности по содержанию и уходу за животным.

 

КОШКА

Именно кошка является одним из самых любимых человеком животных. Ничего удивительного. Котёнка хочется взять на руки, погладить, приласкать. С кошкой можно играть. Кошки- спокойные, ласковые, дружелюбные звери. Однако стоит помнить, что котенок может быть агрессивным, обидчивым и даже злопамятным. Поэтому вам надо научить вашего ребенка правильно ухаживать за котенком и объяснить, как правильно играть с ним.

          СОБАКА

Собака в доме – это верный и преданный друг всей семьи. Щенок поможет вашему ребенку стать более ответственным и дисциплинированным. Однако, собаке требуется уделять много времени и внимания. Щенка нужно выгуливать, кормить и дрессировать. Родителям необходимо быть готовыми помогать ребенку в этом вопросе.

          ГРЫЗУНЫ

Если вы не сможете содержать в доме кошку или собаку, то в этом случае можно завести небольшого грызуна. Это - хомячки, морские свинки, кролики. Однако не стоит забывать, что эти небольшие зверьки могут кусаться. В вопросах безопасности не забудьте объяснить вашим детям, что во время игр с грызунами надо быть осторожным и не пугать зверька резкими движениями.

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ

Домашний аквариум, несомненно, украсит ваш дом. Кроме того, научит ребенка наблюдательности и самостоятельности. Аквариумные рыбки отличаются от остальных питомцев тем, что их нельзя погладить, с ними нельзя поиграть. Следует помнить, что аквариумные рыбки очень требовательные существа и нуждаются в деликатном уходе. Перед тем, как их купить, вам нужно тщательно изучить условия их содержания и научиться ухаживать за аквариумом.

ПТИЦЫ

Пернатый друг в доме- предмет любования всех членов семьи. Здесь тоже есть свои трудности, но и удовольствия не меньше. Не забывайте, что крупные птицы могут представлять опасность для вашего ребенка. Некоторые виды попугаев обладают большим и сильным клювом, когтями. Кроме того, птицы очень требовательны к температурному режиму и нуждаются в регулярном и специальном питании. Все-таки, таких птиц советуют заводить в более старшем возрасте, когда у ребенка будет развито чувство ответственности. Птица сможет научить вашего ребенка быть терпеливым. Ведь обучение попугая человеческим словам – довольно длительный процесс, требующий много упорства, настойчивости и терпения.

         
         Домашний питомец поможет вашему малышу стать более внимательным, отзывчивым и ответственным. Научит его слушать и понимать других, быть более терпеливым и заботливым. Хомячок, кошка, черепашка или собака часто заменяют друга: им доверяют секреты, печали и радости. Если родители принимают щенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.
Нам надо научить малыша любить, уважать все живое. Но, как же этому можно научить? Прежде всего, нужно начать с себя. Мы сами должны научиться любить животных.

 

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист –

Показалось котёнку, что позвали: «Кис-кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 

                                Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Развиваем речь малыша

Речь любого человека осуществляется очень сложным анатомо - физиологическим аппаратом. Он состоит из центрального органа - головного мозга и периферических органов речи: органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все эти органы под воздействием центральной нервной системы взаимодействуют друг с другом, и каждый из них играет свою определённую роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.

Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. И именно в этот период функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Критическим периодом развития речи является возраст до 3 лет. У ребёнка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, он накапливает большой словарный запас, овладевает главными формами родного языка. Если малыш родился и развивался без патологий, но родители мало уделяли внимания развитию речи, то в дальнейшем будет очень трудно наверстать упущенное время. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны помочь развить речь своему ребёнку.

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

С момента рождения малышу важно слышать полноценную, правильную речь близких людей, видеть их лица, наблюдать за правильной артикуляцией.

Многократно называйте свои действия, предметы домашнего обихода.

Чаще берите младенца на руки, пеленайте, кормите - ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.

Ребёнок заговорит только тогда, когда его захотят слушать.

Нужно всячески поощрять попытки ребёнка заговорить.

Нужно говорить с малышом короткими фразами, медленно.

Нельзя «сюсюкать», говорить «детским языком» и позволять это делать другим.

Хорошо читать ребёнку каждый день и не отказывать, если малыш попросит прочитать полюбившуюся книжку ещё раз.

Важно развивать любопытство, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Любите своего ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми.

                              Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                         МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Цветотерапия

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда.Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

       Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

      Лечение цветотерапией можно проводить самостоятельно, достаточно четко представить себе тот или иной цвет или же попасть в среду, богатую этим цветом, и Вы сразу же почувствуете результат.

      Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку.        Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.  

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.  

Желтый  как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. 

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. 

Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле.успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. 

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый  действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система .Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях .

В каких случаях цветотерапия может помочь?

- как профилактическая и коррекционная мера  при возникновении эмоционального выгорания учителей:

- если имеются различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)

- при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств

- при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость

- при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах

- для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет)

- головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность

- профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего  школьного возраста:

- как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия), глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет),

- для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов

- развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха

укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.

Цветотерапия Цветотерапия
  

Статью подготовила: Седавных Г.Е.

Педагог-психолог  первой квалификационной категории

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка

декабрь 2015 год


«Пусть дорога маленьких велосипедистов будет безопасной»

 

«Пусть дорога маленьких велосипедистов будет безопасной»

 

        Какой ребенок не мечтает о велосипеде? Мальчишки и девчонки готовы горы свернуть, лишь бы родители купили им долгожданный велосипед. Однако, родители не должны забывать, что велосипед — это транспортное средство, владение и управление которым подразумевает выполнение общепринятых правил. Именно с ними надо познакомить будущего водителя еще до того, как заветный двухколесный друг появится в Вашем доме.

        Малыш должен понимать, что пешеход всегда прав! И он обязан соблюдать осторожность и быть внимательным к встречным людям: по тротуару могут идти пожилые люди, маленькие дети, мамы с колясками. Не стоит увлекаться трюками и гонками: это опасно!

        Переходить большую дорогу по пешеходному переходу или на зеленый свет светофора, следует пешком, ведя двухколесного друга рядом. При этом маленький велосипедист становится пешеходом. 

Ребенка надо познакомить и со знаками дорожного движения. Круглый дорожный знак синего цвета с изображенным белым велосипедом означает начало велосипедной дорожки! Знак означает разрешенную для велосипедистов дорогу.

       Езда на велосипеде – удобный вид транспорта и вид спорта. Наряду с увеличением популярности велосипедов, значительно увеличивается риск получения травм. Травмы,  полученные велосипедистами различны – начиная от порезов, царапин и синяков, заканчивая переломами, внутренними ранами, травмами головы и даже смертельными случаями. Ежегодно погибает около 800 велосипедистов, примерно 20 тыс. попадают в больницы.

       Следует обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу. Ребёнок, только-только научившийся ездить на велосипеде, склонен переоценить свои возможности и часто не понимает, какие опасности подстерегают его на улице.

       Самая лучшая гарантия безопасности при езде на велосипеде – тренировки.  Чаще всего первоначальная тренировка состоит из базовых инструкций родителей о том, как держать равновесие и крутить педали.

       Постоянный присмотр за маленькими велосипедистами - обязательное требование.

Детский велосипед должен быть:

- надёжным и безопасным;

- соответствующим росту;

- удобным;

- с одной скоростью, без ручного тормоза (концентрация внимания на переключение скоростей может отвлечь от управления и привести к падению).

       Велосипед обязательно должен быть оснащен катафотами.

       Обязательно приобретите для ребёнка светоотражатели, велосипедный флажок и шлем. И объясните их назначение. Флажок крепится к втулке заднего колеса. Он должен быть выше головы ребёнка. Это поможет маленькому участнику дорожного движения стать более заметным. Шлем защитит голову при падении и столкновении. Он не должен закрывать уши или ограничивать обзор.  Верхняя одежда должна быть яркого цвета, чтобы велосипедиста было видно на расстоянии.

        А где можно кататься на велосипедах? Обычно дети отвечают: "По дороге". Детям и подросткам до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на специально оборудованной детской площадке или по специальным велосипедным дорожкам. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть. А почему? По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будет им мешать. Они могут быть вынуждены сойти на проезжую часть, а это очень опасно.

       Прежде чем разрешить ребёнку покататься на велосипеде, выберите безопасное для поездок место и научите ребёнка замечать окружающую обстановку и считаться с другими участниками движения. Ребёнок должен знать, что на "взрослом" велосипеде разрешено перевозить только одного ребёнка до 7 лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножкой.

       Перед выездом велосипедист или его родитель обязан проверить транспортное средство на исправность, подкачать шины. Рулевому управлению и тормозам следует уделить особо пристальное внимание. В случае какой-либо неисправности, ездить на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО! 

 

Никулина О.В., инструктор по физической культуре

                                                    МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка


Советы родителям

Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.  Внушите своим детям 6 «Нет».....

sovety-roditelyam.docx [269.6 Kb]


«Нелегкий труд – стихи учить…»

 

     Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются  запомнить.           Психологи утверждают, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Так давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. Прежде всего, это:

 

  • развивает память;
  • развивает мозг: дети, которые знают много стихов, имеют более высокий уровень интеллекта;
  • увеличивает активный словарь детей (это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи);
  • формирует чувство языка (ребенок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти, как правильно сочетать одно слово с другим);
  • развивает фонематический слух (различение звуков в слове).

        Теперь поговорим о том, когда же начинать учить стихи с малышом?  Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы, любящие своего ребенка родители,  поете ему колыбельную песню или рассказываете потешки. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. В этом возрасте рекомендуется  рассматривать картинки в книгах  и  попутно читать стихи. Сначала очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.   Более осознано дети начинают заучивать стихи в возрасте 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

     Так как же правильно  учить стихи?

     Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и  темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

     Во-вторых, заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

     В-третьих, прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.  

     В-четвертых, мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

     В-пятых, еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

 

Методы заучивания стихов

 

Визуальный (зрительный) 

     Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако, это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

     Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный 

     Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой 

      Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

В заключении хочется сказать о том, что запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Александра Сергеевича Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова.

Приятных Вам семейных чтений!

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог МАДОУ детского сада № 11

 Центра развития ребенка 


Логопедическая гимнастика - это интересно


      Логопедическая или артикуляционная  гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка,  неба. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык.

       Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста - для коррекции нарушений речи.

       При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать следующие рекомендации:

             Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

  1. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  2. Статические упражнения (т.е. удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд;
  3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме;
  4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы;
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслаблен­ный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

            И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти упражнения правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут  видимые результаты! 

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова – учитель-логопед

МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка


Игры с мячом

       

Игры с мячом

 

 

      Мяч – атрибут всех детских игр. Трудно переоценить пользу для детей подвижных игр с мячом. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры  развивают координацию движений, быстроту  реакции и внимание, снимают импульсивность.

      В каждой семье, у каждого ребенка имеется мяч. На отдыхе, во дворе, и даже дома, в квартире можно организовать и провести множество разнообразных и интересных игр с мячом. В одну и туже игру,  можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения ребенка и характера двигательных заданий. 

 

ВАРИАНТЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. «Догони мячик»

 Взрослый приносит мяч и предлагает малышу поиграть. Со словами «догони мячик» бросает его. Ребенок бежит за мячом, берет его и приносит взрослому. Игра повторяется несколько раз.

     2. «Воротца»

 Ребенок берет в руки мяч и встает, расставив ноги. Взрослый показывает, как прокатить мяч «в воротца» (между расставленных ног). Затем малыш сам выполняет упражнение.

      3. «Брось и догони»
Ребенок встает перед чертой с мячом в руках. Взрослый предлагает бросить мяч как можно дальше и догнать его, исходное положение – мяч над головой, затем двумя руками снизу.
      4. «Попади в обруч»
Взрослый размещает обруч на расстоянии 1-1,5 м от ребенка. Ркебенкупредлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.
      5. «Прокати мяч»

 Ребенок и взрослый садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5 – 2 м и катают друг другу мяч. Вначале взрослый катит мяч ребенку, фиксируя внимание на том, что его надо толкнуть двумя руками.

Общая продолжительность подвижных игр составляет около 10–15 минут.

 

ВАРИАНТЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР С МЯЧОМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 

1. «Догони мяч!»
Ребенок с мячом в руках стоит свободно перед взрослым, в руках у которого тоже есть мяч. По сигналу взрослого (после начала чтения стихотворения) он начинает прыгать на двух ногах («мячик»): «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!» По окончании стихотворения взрослый кладет мяч на пол и толкает его от себя, предлагаяребенку сделать то же самое и догнать свой мяч.
      2. «Мяч в кругу»
Дети рассаживаются на полу в круг. Взрослый берет мяч и предлагает его катать от одного ребенка к другому, отталкивая руками.
Усложнение: катать одновременно несколько мячей; отталкивать мяч ногами.
      3. «Назови свое имя»   
Дети по очереди бросают мяч стоящему в центре круга взрослому и называют свое имя.
      4.  « Воротики»
Дети садятся в две шеренги друг напротив друга и широко раздвигают ноги (делают «воротики»); закатывают друг другу мяч в «воротики».
      5.  «Догони свой мяч»
Дети выстраиваются в шеренгу и по сигналу бросают мячи. Затем бегут, догоняют свой мяч.
     6. «Скати с горки мяч»
Взрослый  предлагает покатать с горки мячи разного размера. А потом предлагает прокатить кубик.
     7. «Бери мяч»

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в сторону рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками.

        Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 15 – 20  минут.

 

Будьте здоровы и счастливы!

 

Никулина О.В. – инструктор по физической культуре


Сенсорное развитие детей:игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

             Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения      в  будущем.
            Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

 

 

Сенсорное развитие детей:игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста



 

           Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д. 

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры иупражнения.

 

Игры дляразвития осязания (тактильного восприятия).

            Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности: с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т.д.

            Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые  ребристые      мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины            с         помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры    и   упражнения.

 

«Чудесный    мешочек»
            В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

«Поймай       киску»

            Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

 

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

            Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

 

«Узнай фигуру»

            На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 

«Узнай предмет по контуру»

            Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

 

«Догадайся, что за предмет»

            На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 

«Собери матрешку»

            Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

 

Приятных Вам совместных игр!

 

Советы подготовила: Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог


Назад
Вперед