Играем на кухне

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать… А ребенок? Будет ли он ждать, когда мама будет готова поиграть с ним, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться с ребенком здесь и сейчас, во время домашних дел на кухне. Что может получиться в результате?

* Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

* Поможем ребенку проникнуть в суть обычных вещей, явлений и домашних событий.

* Поможем научиться терпению.

* Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.

* Дадим понять, как заботимся о семье.

* Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.

* Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).

* Станем ближе и интереснее другу другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют!

Поэтому не прогоняйте ребенка из кухни!

 

«Вкусные слова»

Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.

Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

«Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, лук, свекла и т.п.).

На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из салата, винегрета, кухонного шкафа, плиты).

«Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

«Готовим сок»

Образуем слово: «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – (грушевый), из слив, из вишни из…».

Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из … (моркови), капустный – из …»

«Покупки»

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

* В каких из этих предметов живёт звук «Р»? Если ребенок затрудняется можно ему подсказать: «В каРРРтошке или капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В луке или огуРРцах?»

* В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).

* Назови все, что не будет готовить – варить или жарить.

* Что для тебя здесь самое вкусное?

* Что самое тяжелое (легкое)?

«Охотимся на цифры и буквы»

Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для

чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть ли такие буквы, как и в

твоем имени?»

«Придумывалки»

Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про … старую кастрюлю

(бананы, картофелину, кухонные часы)».

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот

картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она могла там видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (кривая, коричневая)? Во что она хотела бы превратиться?»

 

Вот такие простые игры помогут развивать ребенка в естественных ситуациях.

 

Желаем удачи!

 

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

Центр развития ребенка».

 

Статья подготовлена по материалам пособия Л. Свирской

«Работа с семьёй: необязательные инструкции».


"Смотри, аист принес тебе братика"

Появление еще одно ребенка в семье – всегда радость. Однако большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до пяти лет, так как они очень зависимы от родителей, их интересы связаны с семейным кругом. Ребенок чувствует себя заброшенным, покинутым,

ненужным.

Детская ревность может проявляться по-разному.

    Демонстрация: старший показывает родителям желание стать маленьким: просит, чтобы его покормили из соски, побаюкали, начинает сосать палец.

   Выход: отнеситесь к поведению ребенка с юмором, побаюкайте его, дайте соску и бутылочку с молоком, вскоре он поймет, что катания в коляске не так уж приятны и ревность успокоится.

    Агрессия: старший сердится, когда младший плачет, придумывает ему обидные прозвища, капризничает, старается обидеть малыша.

    Фиксация старшего на всем, что связано с младшим, постоянное беспокойство, приписывание качеств, которые несвойственны младшему, сообщения ребенка, что ничуть не ревнует маму – это проявление скрытой ревности.

  Выход: Ребенок должен чувствовать, что вы его по-прежнему любите:

  • уделяйте ему внимание;
  • говорите с ним о чем-нибудь важном только для него (друзья, коллекции, игрушки);
  • прочитайте его любимые книги, играйте с ним;
  • говорите нежные слова, берите на руки, целуйте, гладьте по голове;
  • дайте ему почувствовать себя взрослым, помощником;

К появлению младшего ребенка, старшего нужно готовить заранее:

  • сообщите старшему ребенку, что у него скоро родится сестра или брат, что он сначала будет маленьким, и о нем надо будет заботиться;
  • рождение малыша как можно меньше должно изменить жизнь старшего: если необходимо переселить в другую комнату или отдать в детский сад, делайте это заранее.

Когда мама находится в родительном доме:

  • за ребенком должен быть хороший уход;
  • он должен быть окружен вниманием и заботой.

Возвращение мамы из родительного дома:

  • постарайтесь отправить старшего ребенка погулять или в гости, так как ребенка может травмировать суматоха вокруг малыша и невнимание мамы, пусть он вернется, когда мама отдохнет и уделит ему внимание;
  • первые несколько недель лучше не высказывать в присутствии старшего ребенка особой любви к новорожденному, восторга по поводу его появления:
  • отец также должен уделять внимание к детям, особенно старшему;
  • на всякий случай, купите несколько игрушек, чтобы необходимости подарить старшему, если об этом забудут пришедшие гости;
  •  не сравнивайте детей, оценивая старшего ниже младшего.

Помните, что для любого ребенка появление в семье еще одного малыша – серьезное испытание, справиться с которым помогут ваша поддержка и любовь.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                                     развития ребенка» (пособие «Система работы детского

                                                    сада по вопросам семейного воспитания» В. Горшенина)


Осознанное родительство - компетентный родитель

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать нужно много работать», «У меня будет все, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д для наших родителей очевидного было ещё больше. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина - «расслабляться» пивом после работы.

Я все это перечисляю не для того, чтобы сказать, как ужасна стала жизнь — для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни — воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть — не принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное  родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как часто, кажется).

На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя:

- Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

- Бережное отношение к семье и своей роли в ней;

- Осознанное зачатие и подготовку к нему;

- Минимальное количество медицинских вмешательств;

- Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, физических игр и частого пребывания на свежем воздухе;

-  Активное влияние на пространство, в котором живет ребенок — экология, круг общения, информационная среда и т. д.;

- Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т. д.

- Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей к друг другу.

Пожалуй, это основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства — не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п. В общем, результат осознанного родительства — осознанный ребенок, человек, полноценная и разносторонняя личность. Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» - нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых и счастливых детей — важная задача каждого человека.

Кстати, достойных — кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются.

Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. "О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может - не виноват" - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

Произвольность - важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большинство из них ребенок узнает от нас, взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации - вот обычный контекст "нравственной педагогики". "Не лги", "не отбирай игрушки у младших", "не обижай слабого", "умей поделиться подарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице, в транспорте... Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и "социальное научение": малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость, и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребенка.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка,  осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления....

полная версия nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.docx [36.58 Kb]


Права детей в России

Права детей - граждан России - представляют собой свод принципов, зафиксированных в отечественных и международных документах. На мировом и национальном уровне существует достаточно много актов, регламентирующих статус лиц, не достигших 18-ти лет. Рассмотрим далее, как осуществляется защита прав детей в России.

 

Нормативная база

       В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

  • Семейный кодекс РФ.
  • Декларацию прав ребенка.
  • ФЗ, регулирующий деятельность опекунских и попечительских советов.
  • ФЗ, устанавливающий основы системы предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Указ Президента, согласно которому осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка России.
  • Кодекс об административных правонарушениях и другие акты.

Декларация прав ребенка

      В России действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959-м году. Положения, в первую очередь, устанавливают равенство всех несовершеннолетних вне зависимости от пола, расы, религии, языка, цвета кожи, социального либо национального происхождения, рождения или другого обстоятельства, связанного с появлением лица на свет. Закон и прочие государственные меры должны гарантировать права детей в России, обеспечивать социальную поддержку, предоставлять благоприятные условия и возможности для умственного, духовного, нравственного, физического и общественного развития в условиях сохранения достоинства и свободы. Издание актов, регулирующих эту сферу, должны быть направлены на реализацию интересов несовершеннолетних.

Семья

      Она должна быть у каждого ребенка. Семья необходима для обеспечения полноценного физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. В этой связи приоритетным способом устройства ребенка выступает усыновление. У каждого несовершеннолетнего есть возможность знать своих родителей. Исключением из этого положения может выступать случай, когда должна быть сохранена тайна усыновления. Кроме этого, каждый ребенок имеет право получить заботу родителей. Это положение включает в себя несколько пунктов, являющихся прямыми обязанностями отца и матери. Так, родители должны обеспечить заботу о:

  • Здоровье
  • Развитии
  • Образовании
  • Материальном обеспечении

     Неисполнение обязанностей родителями может привести к лишению их прав на ребенка. При таком решении несовершеннолетний будет передан под опеку соответствующих органов или ближайших родственников. Ребенок, проживая в семье, должен быть обеспечен надлежащим питанием, одеждой, жильем, развлечениями и медицинским обслуживанием. Для наиболее полной реализации прав ребенка на получение необходимого содержания, уход малышам должен предоставляться в дородовой и послеродовой периоды.

       Речь, в частности, идет о надлежащем медобслуживании, пособиях, предусмотренных государством. Внутри семьи дети должны получать необходимое воспитание в любви и взаимном уважении. При этом несовершеннолетние должны быть ограждены от всякого насилия, жестокости, эксплуатации. Дети не могут быть объектами торговли ни в какой форме. Воспитание несовершеннолетних в семье должно быть ориентировано на развитие личности, осознание ответственности за свои поступки.

 

Права детей в России

Общение с родственниками

     Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

  • Дедушки
  • Бабушки.
  • Братья
  • Сестры
  • Тети
  • Дяди и прочие

      Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

 

Сохранение свобод и интересов

      Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами. В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители. Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован).

 

Права детей в России

 

Собственное мнение

      У ребенка есть право выразить свои мысли относительно какого-либо вопроса. При этом необходимо отличать ситуации, когда мнение может быт учтено и когда является обязательным. Внутри семьи ребенок может высказаться относительно любого вопроса, касающегося его интересов и свобод. При достижении им 10-ти лет его мысли должны быть учтены при принятии какого-либо решения, связанного с ним. С 10-ти лет мнение и согласие ребенка являются обязательными при рассмотрении вопросов, касающихся его свобод и интересов. В частности, это необходимо при:

  • усыновлении
  • восстановлении прав родителя
  • изменении фамилии (имени)
  • назначении попечителя или опекуна
  • изменения отчества, фамилии и имени при усыновлении или его отмене

Особые случаи

     Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.


Приобщение ребёнка к музею "Пойдем в музей..."

С какого возраста начинать приобщение ребёнка к  музею? Этот вопрос вызывал и вызывает немало дискуссий среди родителей. В наше время, даже в самых маленьких городках есть историко-краеведческие или художественные музеи.

        Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
        Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В XVIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

        В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

     Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

      Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ваш малыш будет воспринимать подобные мероприятия. У каждого человека свой круг интересов, разным людям интересны разные вещи, поэтому вести ребенка надо туда, где ему будет действительно интересно. Обязательно подстраивайтесь под интересы ребенка.
Учитывайте его природные склонности и таланты. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. В счастью, в нашем городе есть такой музей – это историко-краеведческий музей имени А.М. Иванова. Первое посещение музея лучше комбинировать с прогулкой. Ваша задача – так заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям надо исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о нашем городе».

        Малыш должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в музее, и стремиться увидеть это своими глазами.

        Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание: большое оно или маленькое, что его украшает. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

        Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.
Заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так. Что в музее ничего нельзя трогать руками, особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом. Приведите простой довод: каждый день в музее бывают посетители и, если каждый из них дотронется до какого-то экспоната, что от него останется через несколько дней?

        Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.

       Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
        Словом, отнеситесь к посещению музеев творчески – польза от этого будет огромная не только для ребенка, но и для всей семьи. И пусть лучшей наградой вам станет вопрос ребенка: «А в какой музей мы пойдем в это воскресенье?»

 

Приобщение ребёнка к музею "Пойдем в музей..."

 

                                   Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

                                                              Центр развития ребенка»


10 способов контролировать детское поведение

  1. 1.      Отвлечение

В случае появления агрессии отвлеките ребенка: рассмешите его; напомните о том, что он добрый; предложите пожалеть обиженного. Иногда ребенка достаточно увести в другое место, чтобы он успокоился и пришел в себя.

  1. 2.      Просьба и объяснение

Дети с готовностью откликаются на просьбы, выраженные коротко и четко. Произносите просьбы спокойным, уверенным тоном, находитесь на одном уровне с ребенком, глядя ему в глаза.

  1. 3.      Мягкое физическое воздействие

Возьмите за руку расшалившегося ребенка и переключите его внимание. Полезными бывают объятия и мягкие удерживания от агрессивных действий. При этом ребенок должен понимать, что вы хотите только удержать его, а не наказать. Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте на удары. Объясните, что видите, как ребенок расстроен или рассержен, но будете с ним и подождёте, когда он успокоится.

  1. 4.      Помощь в выражении гнева безопасным образом

Запрет на выражение гнева не решает проблему агрессии. Отсроченный гнев все равно найдет выход и будет направлен, скорее всего, не по адресу. Для разрядки негативных эмоций используйте надувные дубинки для шуточных поединков; бумагу – ее можно рвать и комкать. Пенопласт, который можно ломать; песок, глину и пластилин, которые можно мять и давить.

  1. 5.      Вознаграждение

Хвалите и награждайте ребенка за добрые поступки, за то, что он удержался от агрессии. Не злоупотребляйте этим способом.

  1. 6.      Наказание

Этим способом также не следует злоупотреблять. Наказание не должно унижать ребенка и быть чрезмерным. Физические наказания исключены. Для агрессора хорошим наказанием бывает временное игнорирование сразу после совершенного им акта агрессии в сочетании с лаской, вниманием и жалостью к обиженному малышу.

  1. 7.      Приказ или команда

Используйте этот способ только в экстренных случаях, когда стоит вопрос о жизни или здоровье детей. В иных случаях он считается негативной формой управления поведения. Избегайте повышенного тона, тревожных, гневных или возмущенных интонаций.

  1. 8.      Демонстрация дружелюбия и любви

Один из самых действенных способов. Проявляйте сочувствие к чужой боли, терпимость, спокойствие и гибкость при разрешении конфликтных ситуаций, равное уважение и принятие каждой из конфликтующих сторон.

  1. 9.      Обучение мирным способам поведения в проблемных ситуациях

Научите детей вместо использования физических воздействий обмениваться игрушками, просить разрешения брать что-то друг у друга, говорить «нет» или «не хочу» и больше пользоваться речью. Объясните детям, что они должны обращаться за помощью к взрослым в конфликтных ситуациях, которые не могут разрешить мирным путем самостоятельно.

10.  Договор

Договаривайтесь с детьми об изменении агрессивного поведения. Для этого нужно: показать понимание чувств ребенка; выразить свои чувства относительно его поведения; попросить его предложить альтернативный способ выхода из конфликтной ситуации или предложить свой; обсудить и прийти к соглашению об альтернативном способе поведения, которое устраивает всех.

                                                   Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОК детского сада № 11

                                                                               Центра развития ребенка

 

                                         Памятка подготовлена по материалам журнала «Справочник

                                  руководителя дошкольного учреждения» № 11, 2016 год


Экологическое воспитание дошкольников в семье

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Для ребёнка - животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же, все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи родителей, но обращаясь к ребенку за помощью, взрослый решает ещё одну задачу - трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает, как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Задача взрослых -  приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают его эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Детские впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый должен помочь ребенку составить коллаж, сочинить загадку, сказку, нарисовать вместе с ребёнком картину  и т.п. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового или природного материала.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети - наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда, может быть, в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди - добрее.

 

              Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Эмоциональное благополучие ребёнка

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности, несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких, их отношения и реакции на его поведение.

От того,  как близкие научат ребенка доверять близкому окружению, сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам, сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями, правильно организуют совместный досуг с ребенком, способствуют проявлению гуманных чувств, а также от того, как они научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника, выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, удивление, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло», негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека, удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия) 

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

      Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

      Это ребенок, который:

• улыбается
• непосредственно ведет себя в разных ситуациях 
• общительный
• доброжелательный
• способен выслушать других
• не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор
• ласков с родными и близкими
• не проявляет агрессии
• не берет чужие вещи без спроса
• в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение
• проявляет чувство юмора
• считается с мнением окружающих
• прислушивается к советам взрослых.
   

    Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители! Помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

1. Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери.
2. Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры.
3.  Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев.
4.  На своем примере показывайте значимость своей семьи.

5.  Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания.
6. Учите сопереживать человеку, попавшему в беду.

7. Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди».
8. Формируйте адекватную самооценку.
9. Постарайтесь стать своему ребенку самым близким другом.
10 .Учите его дорожить друзьями.
11. Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов.
12. Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни.


       Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего  дня.

 

                                       Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                                  МАДОУ детского сада № 11

                                                                  Центра развития ребенка

 


Правила поведения по отношению к животным

Все дети испытывают любовь и интерес к братьям нашим меньшим.

Собаки и кошки прекрасно отличают взрослого от ребенка. Они многое могут прощать малышу, делая скидку на возраст. Маленькие дети обычно относятся к домашним питомцам, как к игрушке. Но даже собачьему и кошачьему терпению когда- то приходит конец.

Старайтесь объяснить ребенку, что домашний питомец – не игрушка, а живое существо: ему может быть также радостно и больно, как и самому ребенку.

Не разрешайте ребенку дергать животное за лапы, уши, хвост.

Строго запретите малышу забирать у питомца пищу.

Научите детей не приближать лицо близко к животному, а также соблюдать правила гигиены: не целовать «домашнего друга» (особенно в нос, где много бактерий) и мыть руки после общения.

Чтобы в детской душе росла любовь и ответственность, мало просто купить животное. Родители должны осознавать, что за любое живое существо в своем доме отвечает только взрослый. Тогда домашний питомец будет жить долго и счастливо, принося радость.

Перед тем, как животное переступит порог вашего дома, вы должны определиться, какое домашнее животное более всего подходит не только вашему ребенку, но и вам. Следует учитывать возраст вашего ребенка, а также ваши возможности по содержанию и уходу за животным.

 

КОШКА

Именно кошка является одним из самых любимых человеком животных. Ничего удивительного. Котёнка хочется взять на руки, погладить, приласкать. С кошкой можно играть. Кошки- спокойные, ласковые, дружелюбные звери. Однако стоит помнить, что котенок может быть агрессивным, обидчивым и даже злопамятным. Поэтому вам надо научить вашего ребенка правильно ухаживать за котенком и объяснить, как правильно играть с ним.

          СОБАКА

Собака в доме – это верный и преданный друг всей семьи. Щенок поможет вашему ребенку стать более ответственным и дисциплинированным. Однако, собаке требуется уделять много времени и внимания. Щенка нужно выгуливать, кормить и дрессировать. Родителям необходимо быть готовыми помогать ребенку в этом вопросе.

          ГРЫЗУНЫ

Если вы не сможете содержать в доме кошку или собаку, то в этом случае можно завести небольшого грызуна. Это - хомячки, морские свинки, кролики. Однако не стоит забывать, что эти небольшие зверьки могут кусаться. В вопросах безопасности не забудьте объяснить вашим детям, что во время игр с грызунами надо быть осторожным и не пугать зверька резкими движениями.

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ

Домашний аквариум, несомненно, украсит ваш дом. Кроме того, научит ребенка наблюдательности и самостоятельности. Аквариумные рыбки отличаются от остальных питомцев тем, что их нельзя погладить, с ними нельзя поиграть. Следует помнить, что аквариумные рыбки очень требовательные существа и нуждаются в деликатном уходе. Перед тем, как их купить, вам нужно тщательно изучить условия их содержания и научиться ухаживать за аквариумом.

ПТИЦЫ

Пернатый друг в доме- предмет любования всех членов семьи. Здесь тоже есть свои трудности, но и удовольствия не меньше. Не забывайте, что крупные птицы могут представлять опасность для вашего ребенка. Некоторые виды попугаев обладают большим и сильным клювом, когтями. Кроме того, птицы очень требовательны к температурному режиму и нуждаются в регулярном и специальном питании. Все-таки, таких птиц советуют заводить в более старшем возрасте, когда у ребенка будет развито чувство ответственности. Птица сможет научить вашего ребенка быть терпеливым. Ведь обучение попугая человеческим словам – довольно длительный процесс, требующий много упорства, настойчивости и терпения.

         
         Домашний питомец поможет вашему малышу стать более внимательным, отзывчивым и ответственным. Научит его слушать и понимать других, быть более терпеливым и заботливым. Хомячок, кошка, черепашка или собака часто заменяют друга: им доверяют секреты, печали и радости. Если родители принимают щенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.
Нам надо научить малыша любить, уважать все живое. Но, как же этому можно научить? Прежде всего, нужно начать с себя. Мы сами должны научиться любить животных.

 

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист –

Показалось котёнку, что позвали: «Кис-кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 

                                Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка


Назад
Вперед