ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ

ШПАРГАЛКА Д ЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

    Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно - я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже  хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

    Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.

    Страх между чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.

    У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.

   Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).

Как предотвратить проблему

 

   Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

   Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугалась бы такой большой собаки».

   Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.

   Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

    Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

    Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.

    Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

 

 

                Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

                Статья подготовлена по материалам

методического пособия «Работа с семьей: необязательные инструкции».


Кризис 3х лет

Как НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

    По тому, на кого «направлен» кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

    Запомните, что малыш сам страдает от кризиса. Но кризис 3 лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему большую самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.

    Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено. И если есть хоть малейшая возможность, то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. Ведь это мы приучили его к тому, что любое его желание – приказ. И вдруг что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то ему отказывают. Вы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, ваш ребенок не хочет кушать (хотя голодный). Не упрашивайте его, накройте стол и посадите на стул мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съедает обед. В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета и т.д.

    Для нормального развития желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

 

Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

  • Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления самостоятельности.
  • Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
  • Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это чуть позже приведет или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

             Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                      развития ребенка»


ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ

Все дети разные… И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая в первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять игрушку. Для первого ребенка (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит, для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует.

   Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

    Если ребенок визуалист

  • Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
  • Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
  • Он быстрее воспринимает результат, который хорошо иллюстрирован.
  • Он легче приобретает навыки путем наблюдения.
  • На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

  Если ребенок аудиалист

  • Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.
  • Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
  • Он хорошо запоминает словесный материал.
  • Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

  • Для него больше, чем д ля другие важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
  • У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.
  • Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
  • Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка».

Педагогический всеобуч подготовлен по материалам пособия 

С.В. Чирковой «Родительские собрания в детском саду»

 


МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»

Многие взрослые считают склонность ребенка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревогу, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.

Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4-5 лет, дети начинают собирать коллекции. Это могут быть камешки, наклейки, машинки и  другое. Смысл коллекционирования не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребенка.

Как предотвратить проблему

 Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать их, подобрать место для  хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишнее. (Не выбросить, а, возможно, отделить). Собственность требует уважения, признания прав собственника. Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров – дети часто используют эти предметы для приобретения друзей. Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  • Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор, что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
  • Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» - разные мелочи, которые вы  с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.
  • Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.

 

МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»  МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»
                                         

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

                                                                   Центр развития ребенка»

                                       Статья подготовлена по материалам пособия

Л. Свирской «Работа с семьей: необязательные инструкции»


КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:

  1. Ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.
  4. Читайте детям неторопливо. Но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.Роль чтеца при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый  должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
  5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим произведением. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
  7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато – но для него – нет.
  8. Читайте вслух каждый день, сделайте их этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.
  9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
  10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта  книг. Найдите время и помогите ребенку отреставрировать книги.
  11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
  12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь?  Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно  варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
  13. Обыграйте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоциональные чувства, свое отношение к прослушанному.

Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках», может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка».

Статья подготовлена по материалам пособия Н.В. Микляевой «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИВИВКАХ

24-30 апреля 2017 года Всемирная организация здравоохранения проводит ежегодную Всемирную неделю иммунизации.

Девиз Всемирной недели иммунизации 2017 года: «Вакцины приносят результат! О пользе профилактических прививок».

В текущем году информационная кампания по пропаганде вакцинопрофилактики продлена до 31 мая и также проводится под девизом «Вакцины приносят результат!»

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИВИВКАХ

Вашего малыша направляют на очередную прививку. Вас мучают вопросы:

Как малыш перенесет эту процедуру?

Не опасны ли прививки?

Да и вообще, для чего нужны прививки?

От чего можно прививаться?

Постараемся ответить на ваши вопросы в данной консультации, используя рекомендации медицинских работников.

Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, причем самых тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех болезней, которыми заболевает одновременно множество людей:

• исключительно детские болезни: коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и др.;

• «всевозрастные» инфекции: туберкулез, вирусный гепатит, столбняк, грипп;

• болезни региона: клещевой энцефалит;

• болезни экзотических стран (для туристов): вирусный гепатит А и др.

Цель вакцинации

Формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни при введении в организм ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате вырабатываются особые вещества (антитела) и клетки, способные нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

Если бы не было прививок

• Корь: вероятность смертельного исхода: 1 случай из 100, инвалидность: 5 случаев из 100.

• Коклюш: высокий риск воспаления головного мозга.

• Полиомиелит: высокий риск паралича и инвалидности.

• Туберкулез: длительное лечение, тяжелые осложнения.

• Паротит (свинка): развитие бесплодия.

• Краснуха: рождение ребенка-инвалида.

• Гепатит: высокий риск тяжелого поражения печени, рака.

• Грипп: Тяжелые осложнения со стороны сердца, головного мозга, легких, особенно у пожилых людей, маленьких детей и людей с хроническими заболеваниями.

«Делать прививки ребенку или нет?»

Практикующие врачи однозначны в своих мнениях – прививки делать необходимо. Нужно это в первую очередь для того, чтобы защитить малыша и от заболевания и от негативных его последствий. Профилактическая вакцинация – один из способов сдержать эпидемии. В каждой стране мира есть свой план профилактических прививок. Различия в планах зависят от того, какие болезни имеют большее распространение на территории этой страны.

Для того, чтобы минимизировать риск от вакцинации для ребенка, нужно соблюдать правила проведения прививок и не выбиваться из графика.

- Нельзя делать прививку, переболевшему или заболевающему ребенку, не стоит вакцинировать малыша, если в доме кто-то болен ОРВИ.

- Не стоит перед прививкой проводить эксперименты с питанием малыша. Ребенку после прививки образ жизни менять не нужно, но родители должны присматривать - не поднялась ли у него температура, не проявляются ли другие недомогания.

Нужно помнить, что организм ребенка после введения вакцины все силы направляет на выработку иммунитета, поэтому не стоит в этот период посещать массовые мероприятия, назначать прием гостей. Каждая страна мира имеет свой календарь профилактических прививок.

План прививок для детей

Свое знакомство с прививками малыш начинает прямо в роддоме, где впервые же сутки получает прививку от гепатита «В». Через три-четыре дня там же в роддоме ребенка привьют и от туберкулеза. Кроме этого, план прививок до года включает в себя три вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции типа «В» (в три, четыре с половиной и шесть месяцев). Завершает же план профилактических прививок первого года жизни вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита (КПК) .

Важно! К вакцинации – будьте готовы!

Чтобы вакцинация была эффективной, к ней нужно тщательно подготовиться.

Первым делом малыша посмотрит педиатр. Дело в том, что прививки можно делать только тогда, когда ребенок полностью здоров. Он также узнает, не простужен ли кто-нибудь у вас дома: после вакцинации иммунитет малыша будет ослаблен, поэтому важно уберечь его от инфекции. Если же у малыша аллергия или он принимает лекарства, обратитесь не только к педиатру, но и к врачу – узкому специалисту. Тот решит, делать ли ему прививку или отложить. Он может создать индивидуальный график. Перед тем как вы получите направление в процедурный кабинет, обязательно сдайте анализы крови и мочи малыша. Если результаты будут хорошими, начинайте готовить его к прививке. Примерно за неделю до намеченной даты не давайте ребенку новых продуктов, чтобы не спровоцировать аллергию. Возможно, врач посчитает нужным назначить антигистаминное средство. Обычно его рекомендуют принимать несколько дней до и после вакцинации.

Наблюдение за реакцией

После того, как малышу сделали прививку, внимательно следите за его самочувствием. Реакция на прививку (сонливость, общее недомогание, небольшое повышение температуры) – обычное явление. А вот серьезные осложнения бывают редко. В любом случае нужно быть к этому готовым. Даже если у ребенка была нормальная реакция на первую прививку, это не значит, что он так же перенесет и следующие вакцинации. После укола посидите полчаса в поликлинике. А дома несколько раз померяйте малышу температуру. Если она повышается, давайте ему жаропонижающее (сироп или свечи, и по чаще предлагайте пить теплый чай или компот. Специалисты советуют после прививки сбивать температуру уже при 37,5, а в некоторых случаях она может повышаться очень быстро. Непременно сообщите врачу, который назначал прививку, о самочувствии малыша.

На месте укола обычно появляется небольшое уплотнение и покраснение. Это нормально, поэтому волноваться не стоит. Главное, не забывайте, что кожу в этой области нельзя мочить и расчесывать. Через несколько дней все должно пройти.

Прививки: за и против

Проводить малышу вакцинацию или нет – выбирать вам. Только перед тем, как это сделать, взвесьте все «за» и «против». Посоветуйтесь с врачом, которому вы полностью доверяете.

Если малыш часто болеет, не стоит из-за этого полностью отказываться от прививок. Врачи считают, что у таких детей не всегда вырабатывается достаточное количество антител. Поэтому они особенно нуждаются в дополнительной защите. Сейчас разработаны разные схемы подготовки ребенка к прививке. И в зависимости от заболевания доктор подберет наиболее подходящую вашему ребенку. Раньше ваш малыш прививался с нарушением графика? Перед новой вакцинацией нужно сдать анализ на напряженность иммунитета. По его результатам врач поймет, делать ли все прививки заново или можно просто добавить недостающие.

Отвод от прививок

На самом деле существенных противопоказаний для вакцинации у врачей не так уж много.

Временные противопоказания

К ним относятся все острые заболевания, анемия (уровень гемоглобина ниже 84 г/л). Поэтому, если ребенок только что переболел, вакцинацию придется отложить на срок не меньше месяца. При легком насморке этот период сокращают до недели.

Абсолютные противопоказания

Прививки не делают (или делают облегченные при их наличии), если у ребенка была тяжелая реакция на предыдущие вакцинации, первичное иммунодефицитное состояние в этом случае нельзя использовать живые вакцины, прогрессирующие неврологические патологии, злокачественные болезни крови, новообразования, аллергические реакции на компоненты вакцины.

Врач примет решение отказаться или увеличить интервал между прививками в два раза, если на месте укола у малыша появился отек и покрасневший участок кожи был не меньше 8 см, а температура поднималась до 40С.

Прививки делаются добровольно, по желанию родителей ребенка. У некоторых мам и пап есть боязнь перед прививкой, но все-таки лучше защитить своего ребенка от неприятных заболеваний.

Желаем здоровья Вам и вашим детям!


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ У ДЕТЕЙ

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты, кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащих белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, A. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

  • Можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира.
  • Нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей.
  • Попросить малыша только попробовать блюдо.
  • Замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

На что надо обращать внимание во время еды

  • Последовательность блюд должна быть постоянной.
  • Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
  • Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным.
  • Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
  • Не надо разговаривать во время еды.
  • Рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

Чего не следует допускать во время еды

  • Громких разговоров и звучания музыки.
  • Понуканий, поторапливания ребенка.
  • Насильного кормления или докармливания.
  • Осуждение малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
  • Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

                                  Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ«Детский сад № 11

                                                            Центр развития ребенка»

                                                            Статья подготовлена по материалам пособия

Т.Н. Дорогова «Дошкольные учреждения и семья»


Играем на кухне

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать… А ребенок? Будет ли он ждать, когда мама будет готова поиграть с ним, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться с ребенком здесь и сейчас, во время домашних дел на кухне. Что может получиться в результате?

* Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

* Поможем ребенку проникнуть в суть обычных вещей, явлений и домашних событий.

* Поможем научиться терпению.

* Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.

* Дадим понять, как заботимся о семье.

* Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.

* Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).

* Станем ближе и интереснее другу другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют!

Поэтому не прогоняйте ребенка из кухни!

 

«Вкусные слова»

Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.

Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

«Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, лук, свекла и т.п.).

На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из салата, винегрета, кухонного шкафа, плиты).

«Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

«Готовим сок»

Образуем слово: «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – (грушевый), из слив, из вишни из…».

Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из … (моркови), капустный – из …»

«Покупки»

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

* В каких из этих предметов живёт звук «Р»? Если ребенок затрудняется можно ему подсказать: «В каРРРтошке или капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В луке или огуРРцах?»

* В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).

* Назови все, что не будет готовить – варить или жарить.

* Что для тебя здесь самое вкусное?

* Что самое тяжелое (легкое)?

«Охотимся на цифры и буквы»

Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для

чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть ли такие буквы, как и в

твоем имени?»

«Придумывалки»

Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про … старую кастрюлю

(бананы, картофелину, кухонные часы)».

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот

картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она могла там видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (кривая, коричневая)? Во что она хотела бы превратиться?»

 

Вот такие простые игры помогут развивать ребенка в естественных ситуациях.

 

Желаем удачи!

 

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

Центр развития ребенка».

 

Статья подготовлена по материалам пособия Л. Свирской

«Работа с семьёй: необязательные инструкции».


"Смотри, аист принес тебе братика"

Появление еще одно ребенка в семье – всегда радость. Однако большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до пяти лет, так как они очень зависимы от родителей, их интересы связаны с семейным кругом. Ребенок чувствует себя заброшенным, покинутым,

ненужным.

Детская ревность может проявляться по-разному.

    Демонстрация: старший показывает родителям желание стать маленьким: просит, чтобы его покормили из соски, побаюкали, начинает сосать палец.

   Выход: отнеситесь к поведению ребенка с юмором, побаюкайте его, дайте соску и бутылочку с молоком, вскоре он поймет, что катания в коляске не так уж приятны и ревность успокоится.

    Агрессия: старший сердится, когда младший плачет, придумывает ему обидные прозвища, капризничает, старается обидеть малыша.

    Фиксация старшего на всем, что связано с младшим, постоянное беспокойство, приписывание качеств, которые несвойственны младшему, сообщения ребенка, что ничуть не ревнует маму – это проявление скрытой ревности.

  Выход: Ребенок должен чувствовать, что вы его по-прежнему любите:

  • уделяйте ему внимание;
  • говорите с ним о чем-нибудь важном только для него (друзья, коллекции, игрушки);
  • прочитайте его любимые книги, играйте с ним;
  • говорите нежные слова, берите на руки, целуйте, гладьте по голове;
  • дайте ему почувствовать себя взрослым, помощником;

К появлению младшего ребенка, старшего нужно готовить заранее:

  • сообщите старшему ребенку, что у него скоро родится сестра или брат, что он сначала будет маленьким, и о нем надо будет заботиться;
  • рождение малыша как можно меньше должно изменить жизнь старшего: если необходимо переселить в другую комнату или отдать в детский сад, делайте это заранее.

Когда мама находится в родительном доме:

  • за ребенком должен быть хороший уход;
  • он должен быть окружен вниманием и заботой.

Возвращение мамы из родительного дома:

  • постарайтесь отправить старшего ребенка погулять или в гости, так как ребенка может травмировать суматоха вокруг малыша и невнимание мамы, пусть он вернется, когда мама отдохнет и уделит ему внимание;
  • первые несколько недель лучше не высказывать в присутствии старшего ребенка особой любви к новорожденному, восторга по поводу его появления:
  • отец также должен уделять внимание к детям, особенно старшему;
  • на всякий случай, купите несколько игрушек, чтобы необходимости подарить старшему, если об этом забудут пришедшие гости;
  •  не сравнивайте детей, оценивая старшего ниже младшего.

Помните, что для любого ребенка появление в семье еще одного малыша – серьезное испытание, справиться с которым помогут ваша поддержка и любовь.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                                     развития ребенка» (пособие «Система работы детского

                                                    сада по вопросам семейного воспитания» В. Горшенина)


Осознанное родительство - компетентный родитель

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать нужно много работать», «У меня будет все, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д для наших родителей очевидного было ещё больше. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина - «расслабляться» пивом после работы.

Я все это перечисляю не для того, чтобы сказать, как ужасна стала жизнь — для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни — воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть — не принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное  родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как часто, кажется).

На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя:

- Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

- Бережное отношение к семье и своей роли в ней;

- Осознанное зачатие и подготовку к нему;

- Минимальное количество медицинских вмешательств;

- Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, физических игр и частого пребывания на свежем воздухе;

-  Активное влияние на пространство, в котором живет ребенок — экология, круг общения, информационная среда и т. д.;

- Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т. д.

- Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей к друг другу.

Пожалуй, это основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства — не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п. В общем, результат осознанного родительства — осознанный ребенок, человек, полноценная и разносторонняя личность. Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» - нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых и счастливых детей — важная задача каждого человека.

Кстати, достойных — кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются.

Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. "О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может - не виноват" - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

Произвольность - важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большинство из них ребенок узнает от нас, взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации - вот обычный контекст "нравственной педагогики". "Не лги", "не отбирай игрушки у младших", "не обижай слабого", "умей поделиться подарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице, в транспорте... Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и "социальное научение": малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость, и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребенка.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка,  осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.


Назад
Вперед