Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь


Ваш ребенок еще плохо разговаривает? Вы замечаете, что его движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Учёными давно доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете Вы сами.

В этом помогут разные игры.

Средства развития мелкой моторики: тонкую мускулатуру рук помогут развить:

Ø Пластилин.

Ø Крупа, бусы, пуговицы.

Ø Песок.

Ø Природный материал.

Ø Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.

Ø Карандаши, счетные палочки.

Ø Бумага.

Ø Куклы.

Ø Вода.

Ø Массаж кистей рук и пальцев.

Ø Пальчиковая гимнастика.

Ø Игры с массажерами.

Ø Упражнения с мячами.

Ø Народные пальчиковые игры.

 

Вот некоторые игры и упражнений, в которые Вы можете поиграть с ребенком!

1. Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Что мы делаем с пластилином?

- Мнем и отщипываем.

- Надавливаем и размазываем.

- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

- Режем на кусочки.

- Лепим картинки.

- Готовим обед. 

Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь
 

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

2. Игры палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. 

3. Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Ø массаж тыльной стороны кистей рук;

Ø массаж ладони;

Ø массаж пальцев рук. 

4. Пальчиковая гимнастика

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Ø Тесто мы месили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили (Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп (Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог

(Показываем большой пирог)

Ø Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат –

Строим домик для зверят.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. Ребенок стучит кулачками по столу или одним кулачком о другой)

Ø В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Ø Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«шагают» пальцами по столу.)

 

С полутора лет ребёнка надо учить: 

Ø Застёгивать пуговицы.

Ø Завязывать и развязывать узлы.

Ø Шнуровать игрушечную или свою обувь.

Ø Запускать пальцами мелкие волчки.

Ø Проводить пальцем по дорожке и т.д.

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Логопед в детском саду»