КАК ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА ТРУДОЛЮБИВЫМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ

Вырастит ли ребенок трудолюбивым и хозяйственным – это хочет понять каждый родитель. Когда дети еще маленькие, они любят помогать и у родителей появляется надежда, им кажется, что когда они вырастут, вероятно, будут очень трудолюбивыми. Дети постоянно что-то делают и это очень приятно. Поэтому их нельзя останавливать, а наоборот необходимо постоянно создавать им работу. Пусть станут муравьями, которые постоянно ползают, что-то носят, перемещают, толкают…

    Но, удивительно то, что когда они вырастут, то очень часто из трудолюбивых «муравьев» и «пчел» вырастают ленивые дети и они разочаровывают своих родителей. Это происходит потому, что родители не научили их с раннего детства трудолюбию, не привили любовь к труду. И, чтобы после не обижать и упрекать детей, когда они вырастут, необходимо с самого раннего возраста научить их работать. На самом деле, для детей так будет лучше, так как это поможет им быть самостоятельными и подготовленными к жизни.

     Начинать прививать трудолюбие надо уже на втором году жизни, когда у ребенка есть очень сильное желание помогать и у него есть естественная потребность к труду, когда все чаще начинаем слышать: «Я сам, я сам!»  Родители не должны бояться этих слов. Это не упорство и не упрямство. Не вмешивайтесь!  Не уничтожайте сильное желание ребенка быть независимым! Это чувство новое, интересное и для самого ребенка. Например, малышу нравится держать ложку и самостоятельно питаться, ребенок испытывает радость, что ему разрешают быть самостоятельным и у него появляется хороший аппетит.

А вы знаете, что могут дети? Для своего возраста они могут очень многое. Часто взрослые не хотят верить в силы своих детей. «Ты еще маленький! Придет время, наработаешься» – рассуждают одни. «Пусть отдыхает! Пусть у него будет беззаботное детство!» – говорят другие. А на самом деле, они лишают своих детей от того, что делает их по-настоящему счастливыми – от способности самостоятельно работать, действовать.

    Представьте себе, что родители боятся самостоятельности детей – не верят, что он может самостоятельно питаться, одеться или умыться. И поэтому держат на своем, не обращают внимание на сильное желание ребенка и не дают ему проявить свою активность. И что же получится в результате? Дети все воспринимают, и вскоре родители не услышат слова: «Я сам! Я сам!»  Пройдет время и родители начнут считать ребенка достаточно взрослым и, что он сам сможет выполнять поставленные перед ним повседневные задачи, или хотя бы самостоятельно себя обслужить. Но теперь они сталкиваются с просьбой: «Накорми меня! Одень меня!»

     С чего и как надо начинать, чтобы создать у детей привычку работать с желанием и радостью? Первые трудовые привычки формируются в процессе самообслуживания. Уже в раннем возрасте ребенок должен научиться самостоятельно питаться, одеваться, умываться, регулировать свои физиологические нужды, прибирать игрушки и одежду в определенное место.

     У каждого маленького ребенка есть естественное желание все делать самостоятельно и помогать взрослым. Поэтому необходимо умело его направлять и правильно им руководить, потому что, не надо забывать, что ребенок это все-таки ребенок – у него нет опыта и он не знает, как сделать правильно, все делает не правильно или совсем плохо. После того как умылся он снова и снова берет мыло, без необходимости, или долго моет руки только с одной стороны, или держит их под струей воды и т.д.

    Вначале ребенок нуждается в помощи взрослых. Ему надо вовремя помочь, когда он мучается выполнить какую-то работу. Взрослые должны ему показать и объяснить словами, как надо делать, чтобы он легко и правильно смог закончить начатое дело. Иногда взрослые очень нетерпеливы. Они не должны немедленно вмешиваться, потому что с помощью усилий и попыток, которые делает ребенок, он учиться и приобретает опыт. Тем не менее, нельзя оставлять ребенка долго и безуспешно выполнять какую-то работу, пока она ему надоест и он сам от нее откажется. А когда ребенок сделает что-то самостоятельно, взрослые должны его поблагодарить, похвалить, поощрить – это доставит ему удовольствие и создаст положительное отношение к труду.

     Чтобы привить ребенку любовь к труду, нельзя ограничиваться только самообслуживанием. Надо постоянно расширять сферу навыков и привычек ребенка, и почаще привлекать его работать вместе с взрослыми. Пусть он почувствует себя сопричастным к семейным делам. Подражая действиям своей матери, он сначала ходит важно с щеткой в руке, а после начинает чистить дом куклы, возможно это лишь игра, но для него это серьезная работа. Главное, что ребенок занимается делом, проявляет свою активность. Дети могут выполнять и некоторые другие легкие домашние дела. С готовностью и желанием они помогают взрослым – расстилают коврик, собирают мусор с пола, перемещают различные легкие предметы и т.п.

      С трехлетнего возраста ребенок уже может во многом помогать взрослым, и это доставляет ему большое удовольствие. В этом возрасте он может расставить стулья около стола, столовые приборы на столе, подредить салфетки, хлеб, вытирать пыль. Тем не менее, нельзя давать ему полные с едой или хрупкие тарелки и стаканы, потому что у него еще нет ловкости и он может разлить или что-то сломать. Это расстроит ребенка и вызовет гнев у взрослых.

    Постепенно можно давать малышу дела посложнее, чтобы он более активно помогал взрослым: накрывать на стол, подготавливать кровать для сна или принимал участие при уборке в дому. Малыш с большим желанием будет кормить рыб в аквариуме или животных, может поливать комнатные растения, если это необходимо. Взрослые должны показывать ребенку, как правильно это надо делать, а также напоминать ему о его обязанностях. Не важно, малыш действительно оказывает помощь взрослым, или это игра, важно, чтобы у него появилась любовь к труду и выработалась привычка работать с удовольствием.

    Чтобы дети стали настоящими помощниками, необходимо с самого раннего возраста постоянно заставлять их помогать взрослым, при этом необходимо учитывать силу ребенка и не давать ему тяжелую работу. Очень хорошо, когда семейные обязанности распределены между всеми членами семьи и, когда дети работают вместе со старшими. Тогда они пытаются показать, что они могут, а если они не справляются с задачей, поставленной перед ними, нельзя их ругать, а надо объяснить им, как в следующий раз избежать ошибки.

     Взрослые должны благодарить детей и хвалить их за то, что они им помогали. Малыши любит, когда его труд оценивают словами: «Браво!», «Молодец!» Очень сильное воздействие оказывает на детей пример окружающих. Если отец или старший брат, не принимают участие в работе по дому, то и ребенок также будет равнодушно относится к своим обязанностям. Многие родители против участия детей в домашней работе, так как это был «черный» физический труд, который не обогащал их развитие. Возможно, ни один из этих родителей не предполагает, что детский труд в семье является мощным образовательным инструментом.

    Только участие в работе по дому научит детей уважать труд матери и других людей, а также поможет выработать желание оказывать помощь. Задача взрослых организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы удовлетворить его потребность активно трудиться. В результате такого воспитания ребенок растет ловким, умелым и послушным. Постоянная занятость не позволяют ему скучать. Это влияет на общее развитие малыша и помогает ему быть уверенным в себе.

     Взрослые должны создать условия для ребенка, чтобы он привык трудиться, предлагать ему принимать участие в работе по дому, и даже требовать от него, чтобы он трудился. Тогда плаксивый и капризный ребенок успокоится, медленный и флегматический оживет и зарядится энергией, а озорной начнет слушаться. Когда малыш помогает играя или по-настоящему выполняет какую-то работу, он отвыкает от плохих привычек.

    Установлено, что очень часто негативизм, упрямство, непостоянство, необоснованные капризы ребенка происходят из-за того, что он не был допущен к самостоятельным действиям и не смог удовлетворить свое желание действовать. Не мало родителей, которые по своему собственному горькому опыту знают, что когда они делают все сами, освобождая своих уже подросших детей от каких-либо обязательств по дому, то вскоре они обнаруживают, что их дети находят себе другое занятие, в большинстве случаев не полезное или занимаются плохими делами.

     Большое удовольствие дети испытывают, когда их труд приносит пользу и помощь другим. В семьях, где дети с раннего возраста учатся помогать взрослым, создаются очень хорошие и дружеские отношения. Когда дети помогают своим родным, они не только показывают чему научились, но и привыкают работать. Независимость, проявление инициативы, трудолюбие – качества, столь необходимые для современных детей.

    Когда маленький ребенок научится помогать, то это поможет ему легче и быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в детском саду и в школе, там требуют от учеников работать самостоятельно. Очень часто можно слышать, как родители упрекают своих уже подросших детей: «Учи сам!», «Работай сам!», «Думай сам!» Но мало кто из них задумывался над тем, что они уже опоздали. Самостоятельность, инициативность и трудолюбие черты характера, а черты характера необходимо начать формировать с самого раннего возраста и тогда ребенок сможет вырасти трудолюбивым и хозяйственным.