Роль дедушки в воспитании детей

Сегодня много говорят о роли родителей в воспитании и развитии детей. А какое участие в этом принимают дедушки?

Кто такой дедушка в традиционном представлении? В старину в русских семьях это всегда был самый уважаемый человек. Его почитали, во всем слушались, не смели перечить, не перебивали. Дедушки рассказывали внукам о своих родителях, предках, истории семьи. Так создавалась семейная родословная. Сегодня такой дедушка, скорее, большая редкость. Между тем его роль в семье трудно переоценить. Если бабушка — это ласка, нежность, забота, безусловная любовь, то дедушка — пример для подражания, тот, кто все умеет, всегда говорит спокойно, понятно и уверенно. У них одна на двоих с внуком тайна, они понимают друг друга без слов.

Каково же место дедушки в современной семье? Следует отметить, что это зависит от особенностей конкретной семьи, близости отношений, социальной зрелости ее членов и, как ни странно, от самого дедушки.

К сожалению, не всегда отношения между старшими поколениями в семье складываются гладко. Одна из причин — разные представления об обязательствах дедушки. Некоторые родители боятся доверить внука или внучку деду и ограничивают их общение, которое происходит только в рамках семейных праздников.

Сколько вы видели дедушек, провожающих внуков и внучек в детский сад или встречающих их? Часто родители полагают, что дедушка не справится с этой задачей, что он не обладает мягкостью, тактом, сдержан в проявлении чувств. И это совершенно напрасно. Дедушка, так же, как и другие члены семьи, способен с пониманием и заботой общаться с внуками, при этом он нетороплив, ненавязчив (как многие заботливые бабушки) и уводит внимание ребенка от бытовых проблем. Нельзя не сказать, что отношения между внуками и дедушками складываются более свободно, нежели между детьми и родителями. Зачастую именно это и вызывает протест. Родители считают, что дедушка с бабушкой балуют ребенка, позволяя ему вольности.

Есть и такие дедушки, которые предпочитают наблюдать за тем, как подрастают их внуки со стороны, и не принимают в этом участия. Но наличие даже такого дедушки в жизни ребенка все равно лучше, чем его отсутствие.

Как бы ни складывались отношения в семье, мамам и папам важно быть снисходительными и терпимыми по отношению к близким людям. Если в семье царят уважение, доверие, понимание двух поколений — старшего и младшего, то и внуки будут следовать примеру родителей. Уделять внимание, трепетно относиться к бабушке и дедушке члены семьи должны постоянно, не забывая поздравлять со знаменательными датами. Это прекрасный повод, чтобы собраться всем вместе для разговоров по душам, поделиться новостями, вспомнить семейные истории, ощутить радость от встречи, ведь как много интересного, понятного и занимательного может рассказать и показать дедушка. А его строгие наставления и замечания лишь попытка защитить, научить чему-то нужному. Если дед — заядлый рыбак, то внук с удовольствием разделит с ним это увлечение. И не стоит ругать ребенка за грязные руки и одежду, ведь у них с дедушкой свои «мужские дела». Мальчики особенно любят мастерить что-нибудь с дедушкой в гараже, помогать по строительству на даче и ходить за грибами. Такие минуты общения дорогого стоят и остаются в памяти ребенка на всю его жизнь. Да и совместные с внуками прогулки дедушкам пойдут на пользу.

Только общаясь друг с другом, выражая взаимную любовь и уважение, близкие ощутят свое единство, будут крепнуть семейные узы, будет возрождаться преемственность семейных традиций.

 

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя»


Приобщение ребёнка к народному творчеству. Городецкая роспись.

Уважаемые родители, расскажите детям….

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Именно здесь зародилась городецкая роспись – русский народный художественный промысел, которая существует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, персонажи которых геральдически обращены друг к другу.

Для городецкой росписи используют темперу и бесцветный лак. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

На выбранной для росписи, например, разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

Поверх светлых пятен (подмалевка) наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Такой прием называется «тенёвка». Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.

 

Приобщение ребёнка к народному творчеству.  Городецкая роспись.

 

Уважаемые родители, почитайте детям…

Веселый Городец

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

                   

Городец

Расписное донце прялки

Изучаем мы с тобою,

Здесь игривые лошадки

Нам кивают головою.

А диковинные птицы

Тянут свои крылья в небо.

Может, стоит научиться

Рисовать и нам все это?

Верю, дело мы осилим,

И освоим Городец,

Чтобы красоту России

Донести до всех сердец!

                     Светлана Ледкова

 

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

                         Л. Куликова 

Старостина Н.В., педагог дополнительного образования по ИЗО

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала «Ребёнок в детском саду»


Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль.  Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

У ребёнка в возрасте 3 – 7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

 

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  •  Позитивность окружающей детей обстановки;
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком;
  • Обеспечение детям возможности свободно общаться со сверстниками;
  • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

Игра  «Живые картинки».  Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений.

Улыбающееся лицо – настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

Грустное лицо – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Игра «Дорисуй портрет».

Таким образом, в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

 

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник педагога-психолога»


Одаренный ребенок

«Каждый ребенок – уникален и неповторим,

каждый, уверяют психологи, одарен».

Т. Галковская

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать. Все считались одаренными.

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д.

Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно – творческой деятельности в различных ее видах.

Второе условие - это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».

Следующий совет – широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции ребенка.

Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.

Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!

Итак, самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами задача.

Ефименко С.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Музыкальная палитра» (№2, 2011 год) 



Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь


Ваш ребенок еще плохо разговаривает? Вы замечаете, что его движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Учёными давно доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете Вы сами.

В этом помогут разные игры.

Средства развития мелкой моторики: тонкую мускулатуру рук помогут развить:

Ø Пластилин.

Ø Крупа, бусы, пуговицы.

Ø Песок.

Ø Природный материал.

Ø Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.

Ø Карандаши, счетные палочки.

Ø Бумага.

Ø Куклы.

Ø Вода.

Ø Массаж кистей рук и пальцев.

Ø Пальчиковая гимнастика.

Ø Игры с массажерами.

Ø Упражнения с мячами.

Ø Народные пальчиковые игры.

 

Вот некоторые игры и упражнений, в которые Вы можете поиграть с ребенком!

1. Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Что мы делаем с пластилином?

- Мнем и отщипываем.

- Надавливаем и размазываем.

- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

- Режем на кусочки.

- Лепим картинки.

- Готовим обед. 

Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь
 

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

2. Игры палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. 

3. Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Ø массаж тыльной стороны кистей рук;

Ø массаж ладони;

Ø массаж пальцев рук. 

4. Пальчиковая гимнастика

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Ø Тесто мы месили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили (Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп (Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог

(Показываем большой пирог)

Ø Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат –

Строим домик для зверят.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. Ребенок стучит кулачками по столу или одним кулачком о другой)

Ø В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Ø Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«шагают» пальцами по столу.)

 

С полутора лет ребёнка надо учить: 

Ø Застёгивать пуговицы.

Ø Завязывать и развязывать узлы.

Ø Шнуровать игрушечную или свою обувь.

Ø Запускать пальцами мелкие волчки.

Ø Проводить пальцем по дорожке и т.д.

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Логопед в детском саду» 

 

Как научить ребенка ездить на велосипеде?

Прогулка на велосипеде является одним из любимейших развлечений как для едва научившихся ходить малышей, так и для деток постарше. Но сначала ребенка нужно научить кататься, и тут ему не обойтись без родительской помощи и поддержки. Однако не все взрослые знают, как правильно обучать этому умению, в каком возрасте следует это делать и как подобрать идеально подходящий для своего ребенка велосипед. Обо всем этом читайте в нашей статье.

Самостоятельная езда на двухколёсном велосипеде дарит много положительных эмоций. Она даёт ребёнку чувство уверенности в себе и своих силах, повышает его самооценку. Малыш становится смелее, выносливее, сильнее, здоровее. Некоторые дети приобретают навыки езды на двух колёсах буквально за несколько дней, а другим нужно больше времени, практики и поддержки. В любом случае с первых дней обучения родителям отводится очень важная роль заботливых и понимающих инструкторов.

В каком возрасте начинать обучение?

Когда учить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде? Можно начинать обучение уже с трёх лет. Но многие дети в этом возрасте ещё не совсем готовы к самостоятельной езде. Зачастую они крутят педали не вперёд, как положено, а назад. Или просто бросают педали во время движения. Это может привести к падениям малыша. Поэтому рекомендуется всё-таки дождаться четырёхлетнего возраста и осознания того, что ребёнок отчётливо понимает, чего от него хотят.

Пол малыша значение не имеет. К четырём годам одинаково готовы к езде на велосипеде и девочки, и мальчики.

Если ребёнок боится кататься на велосипеде или попросту не хочет, ни в коем случае нельзя его принуждать. Успешное обучение возможно лишь в случае, когда малыш сам проявил инициативу и изъявил желание ездить.

Где лучше обучаться?

Где научить ребёнка кататься на велосипеде? Начинать лучше с ровной просторной местности, имеющей твёрдое покрытие (к примеру, асфальтированная площадка), подальше от транспортного движения. На травянистой поляне этого лучше не делать. Может показаться, что ребёнку на траве будет не так больно падать, но ездить по такому покрытию намного сложнее.

Приобретите малышу детский велосипедный шлем, налокотники и наколенники, чтобы ссадины от неминуемых падений не отбили у него желания и дальше кататься на велосипеде.

Знакомство с педалями.

Как научить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде? Конечно, в первую очередь нужно приловчиться правильно крутить педали. Существует два способа научить этому ребёнка:

  • непосредственно в движении;
  • на месте, когда переднее колесо приподнято.

Второй метод проще, ведь малышу не придётся физически напрягаться для того, чтобы покрутить педали, и он сможет сконцентрировать всё своё внимание на главном процессе. Сначала нужно взять своими руками ножки ребёнка, плотно поставить их на педали и показать, каким образом осуществляется вращение. Потом малыш должен попробовать сделать это самостоятельно. Вращение должно быть плавным, без рывков, ноги не должны отрываться от педалей.

Обратите внимание юного велосипедиста на тот фактор, что чем быстрее вращаются педали, тем быстрее едет велосипед. А чем выше его скорость движения, тем легче удерживать равновесие во время езды.

Дополнительные колёсики: использовать или нет?

Для обеспечения более безопасной езды на начальном этапе обучения существуют дополнительные съёмные колёсики, предназначенные для установки на заднюю ось. Отрегулировать это приспособление необходимо так, чтобы оба колёсика не касались земли одновременно и были расположены примерно на пять сантиметров выше основного.

Как быстро научить ребёнка кататься на велосипеде? Не злоупотреблять балансировочными колёсиками. Если получится, то лучше обойтись совсем без них. Это ускорит процесс обучения.

Как держать равновесие?

Вначале родителям придётся немало побегать за велосипедом. Ведь традиционный способ обучения состоит в том, чтобы быстро передвигаться рядом, периодически придерживая его за руль, седло или багажник. Основной принцип, как правильно научить ребёнка кататься на велосипеде, следующий: взрослый не должен руководить ездой, его задача – просто следовать за юным велосипедистом и поддерживать его, когда это необходимо.

Также ребёнок может начинать тренировки, катаясь рядом с бордюром. Одна нога малыша должна стоять на педали, а второй он будет отталкиваться от возвышенности.

Ещё один возможный вариант – использовать в первое время велосипед в качестве самоката. Ребёнок держится руками за руль, одну ногу ставит на опущенную педаль и едет вперёд, отталкиваясь второй ногой.

Как правильно слезать с велосипеда?

Для того чтобы узнать, как научить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде, нужно понять, как научить малыша правильно слезать с велосипеда, ведь это обеспечение элементарной безопасности. Механизм обучения следующий. Ребёнок садится на велосипед, один из родителей в это время одной рукой держит руль, другой – сидение. Малышу нужно объяснить, что когда взрослый будет медленно наклонять велосипед в сторону, ребёнку нужно выставить ножку и стать ею на землю. Это упражнение нужно делать по нескольку раз в обе стороны и повторять до тех пор, пока малыш не научится уверенно слезать с велосипеда без посторонней помощи.

Как научиться тормозить?

На начальном этапе обучения предпочтительнее пользоваться ножным тормозом.

Процедура обучения навыкам торможения следующая. Взрослый катит велосипед, на котором сидит ребёнок, а задача малыша в это время – остановиться. Как только он нажал на тормоз, его нужно отпустить. Остановка должна быть уверенной, но плавной.

Для закрепления навыка нужно разогнать велосипед с ребёнком и отпустить. Задача малыша – самостоятельно затормозить и встать.

Далее нужно проделать те же действия, только уже скатывая ребёнка с невысокой пологой горки.

Каждый шаг нужно повторять до тех пор, пока ребёнок не выполнит поставленную задачу. Затем можно переходить к следующему этапу.

Благодаря таким упражнениям малыш поймёт, что в любой ситуации он сможет остановить велосипед и при этом не упасть.

Как научить ребенка ездить на велосипеде?

 Статья подготовлена по материалам журнала

 «Инструктор по физической культуре»

 

 


Наши увлечения родом из детства: совместный семейный досуг

16.05.2019 год

Современные родители стремятся обеспечить ребенка всем тем, чего сами они не имели в детстве, начиная от разных игр и игрушек, и заканчивая посещением «модных» кружков и секций. Благие намерения наполнить жизнь ребенка занимательными делами приводит к его перегрузке. При этом сами родители не участвуют в этих делах. Отсутствие родительского примера способствует тому, что дошкольник теряет ко всему интерес.

Практически любой взрослый верит в то, что детство — самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека. События, происходящие в этот период, овеяны волшебством и теплотой. Воспоминания связаны с домом и семьей. Многие события этого периода оставляют глубокий след, формируют предпочтения и привязанности к явлениям и лицам, которые с ними связаны. Мы испытываем чувство глубокой благодарности к людям, благодаря которым сохраняется в памяти ощущение безграничного детского счастья. Корни всех наших последующих поступков, взаимоотношений с людьми, выбора профессии или просто любимых занятий и интересов лежат именно в этом периоде и неразрывно связаны, прежде всего, с родителями.

Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями, и последним нужно уметь организовывать такое общение со своим ребенком. В первую очередь, это касается детей, которые посещают дошкольные образовательные организации и много времени проводят с чужими людьми (даже искренне к ним привязанными, внимательными и заботливыми). Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии.

Одна из продуктивных форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей – совместный семейный досуг. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей, «мода» на здоровый образ жизни как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок.  Вместе с тем увеличивается и процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Что бы ни делали взрослые — смотрели телевизор, принимали гостей, читали, вязали, ссорились, — с ними всегда рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей.

Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятиях «с пользой». Творческая деятельность с детьми — это профилактика вредных привычек. Поэтому задача взрослых — научить ребенка проводить свободное время творчески. Если родители и дети вместе рисуют, занимаются моделированием, выкладывают пазлы, пополняют и систематизируют коллекции, издают семейные газеты, клеят коллажи или изготавливают поделки, чтобы представить их на выставке в детском саду, это делает их жизнь интересной, разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением. Ребенка следует вовлекать в различные события, обогащая его жизненный опыт и взаимодействуя с ним во время досуга. На благоприятном эмоциональном фоне увлечение может вырасти в нечто большее, и даже стать делом всей жизни.

Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком.

 

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

 


Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

09.04.2019 год

«Влияние музыки на детей благотворно,

и чем раньше они начнут его испытывать на себе,

тем лучше для них».

В.Г. Белинский

 

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

В  наш век интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни. Если, например,  грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, М.Красев, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Тиличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности. Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, понятием Родина, то есть – музыка способствует воспитанию чувства патриотизма. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха укрепляет детский голосовой аппарат — является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. 

  Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду и семье по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, музыкальной. Регулярно надо посещать родителям и детям концерты, театры, музеи!

И вот тогда, наши дети, вырастут духовно богатыми, интересными, яркими личностями!

 

Волкова Е.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник музыкального руководителя»


Причины плоскостопия и пути его профилактики

06.03.2019

Стопа по данным многих исследований - это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

Плоскостопием страдают от 40% до 60% населения Земли.               

Причины плоскостопия и пути его  профилактики

Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа, а статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. При плоскостопии резко понижается опорная  функция ног, изменяется положение таза, повышается утомляемость, боли при ходьбе и стоянии, нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

Основные причины плоскостопия

- слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свод;

- тесная обувь, особенно с узким носком, с толстой подошвой, т.к. они лишают стопу ее естественной гибкости.

В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия  обычно безболезненна, но в дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинить много неприятностей. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение. Даже если болезнь запущена, в любом возрасте можно сделать, что-то полезное для стопы.

Профилактика плоскостопия:

- укрепление мышц, сохраняющих свод;

- ношение рациональной обуви;

- ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главное средство профилактики плоскостопия:

- специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени;

- бег;

- ходьба на носках и наружных сводах стопы.      

Водные профилактические процедуры.

Для детей полезно перед сном сделать ванну для ног:

- возьмите два тазика с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2-3 раза.           

- в воду можно добавить морской соли, питьевой соды, настой ромашки, дубовой коры.

- массаж стопы, «вылепливая» своды стопы и как бы собирая стопу в «кулачок».

В профилактике плоскостопия важную роль играет и правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной. По назначению обувь подразделяется на бытовую и специальную: спортивную, медицинскую (ортопедическую).

Ортопедическая обувь применяется при патологических изменениях стопы и способствует исправлению начальных нестойких деформаций ноги, предупреждает их прогрессирование, компенсирует укорочение конечности, создает опору при стоянии и ходьбе. Направление на заказ ортопедической обуви дает врач. Врач дает инструкции по гигиене стопы, по пользованию и уходу за обувью. Ремонт такой обуви производится только в ортопедической мастерской.

Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, - поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемые предметы.  

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ 

 

1.  И.П. – ноги врозь, носки повернуты внутрь. Выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

2.  Несколько минут походить на носках.

3.  Столько же походить на пятках.

4.  Немного походить с поджатыми пальцами ног.

5.  Походить с поднятыми пальцами ног.

6.  Несколько раз в день по 10-15 мин ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый».

7.  Несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет.

8.  Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

 

Серёжечкина М.Е., инструктор по ФК

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Инструктор по физической культуре»


Почему дети обманывают?

06.02.2019 год

Все родители стараются воспитать в своих детях честность. Это качество входит в перечень стандартных человеческих ценностей. И каково же бывает удивление родителей, когда карапуз, едва научившись говорить, начинает обманывать? Любой ребёнок лжёт время от времени. Но невинная детская ложь может перерасти в хроническую проблему, и серьезно испортить отношения детей и родителей.

Самому ребенку предотвратить это не по силам. С проблемой должны справиться только родители. И прежде всего, нужно разобраться, почему ребенок обманывает?

1.  Дети очень импульсивны, они живут здесь и сейчас, им трудно сдерживаться от того, чтобы получить то, что хочется в данный момент. Это обусловлено несформированностью определённых зон мозга.

2. Дети равняются на старших и очень хотят быть похожими на них – больше, быстрее, умнее, влиятельнее и пр. Так как это прямо сейчас невозможно, им приходится фантазировать и воображать, что они уже такие. Дети любят приукрасить или рассказать то, чего на самом деле нет.

3. Конечно, если ребёнок видит, как лгут взрослые, он тоже будет так поступать. Некоторые родители сами учат так поступать, когда просят скрыть что-то (сказать воспитателю не правду).

4. Еще причина лжи – протест. Сопротивление влиянию взрослых, давлению и контролю. В такой ситуации на вопросы родителей, в очередной раз проверяющих, почистил ли ребёнок зубы, сделал ли уроки, убрал ли игрушки, дети отвечают не правду. Таким образом, они расширяют границы и как бы сообщают, что это их граница и их территория, не надо сюда лезть.

5. Также дети могут выдумывать всякие небылицы и проказничать для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Как видно дети лгут не из плохих намерений – так они приспосабливаются к условиям, в которых находятся.

  1. Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребёнка. Особенно, если часто слышит «НЕЛЬЗЯ».
  2. Часто ложь говорит о том, что заперто в душе у ребёнка, что его беспокоит, вызывает сильный страх.
  3. Избегает стрессовых ситуаций.
  4. Ребёнок может обманывать в том случае, если знает, что вы способны из «мухи раздуть слона».
  5. С помощью лжи ребёнок избегает наказания. Возможно, у взрослых чрезмерные требования.
  6. Из-за того, что ребёнку уделяется мало внимания.
  7. Чтобы избежать насмешек.
  8. Хочется казаться лучше, чем есть на самом деле.

Для того, чтобы научить ребёнка быть честным, надо быть готовым выслушать от него горькую правду. Наша реакция на выражаемые им чувства помогают ему понять, действительно ли честность это лучшая политика. Мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты». Не нужно устраивать истерику, читать нотации. Необходимо понять мотивы поступка ребёнка. Даже у самого тяжёлого поступка бывает другая сторона. Ребёнок должен знать, что его поступок не делает его (ребёнка) плохим. Плохим может быть поступок, но не человек! Нельзя говорить так: «Уйди от меня, я не люблю тебя ТАКОГО!»

 

Как показать ребёнку положительный пример «правдивости» слов и поступков?

  • Всегда держите слово. Если не можете выполнить обещанное – объясните ребёнку, почему не можете выполнить и извинитесь.
  • Если окажется, что солгали сами перед ребёнком – обязательно признайте факт обмана.
  • Поощряйте ребёнка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать её было нелегко.

 

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник педагога-психолога»


Назад
Вперед