Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
От природы музыкален каждый
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Волкова Е.В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Справочник музыкального руководителя»
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома
Получить в детстве начало эстетического воспитания-
значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству
(Н.А. Ветлугина)
Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведет к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Народное искусство, жизнерадостность по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народным промыслам – «дымковская игрушка», «городецкая роспись», «хохломская роспись», «гжельская роспись» и т.д.
Народное искусство разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:
Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории народных промыслов, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные расписанные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов, например в дымковской росписи : круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Уважаемые родители, помните:
Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
Поощряйте.
Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
Рисуйте вместе с ребенком.
Как оформить детские рисунки.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите ее на рисунок и обведите. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте «картину» так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть ее. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками. Некоторые удавшиеся рисунки можно подарить близким, которые точно будут их бережно хранить. Все это будет способствовать эстетическому воспитанию ребенка, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Старостина Н.В., педагог дополнительного образования по ИЗО
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Ребёнок в детском саду»
Музыкальное воспитание в детском саду и дома
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование, игра-драматизация), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать творческие и музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Основная задача музыкального воспитания - развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Чувство ритма (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
В восприятии (слушании) музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их.
Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования. На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же развитию общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.
Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения. В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие более скромного.
Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.
Волкова Е.В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Справочник музыкального руководителя»
Развитие мелкой моторики и воображения у детей 5-7 лет по средствам речевых игр
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым, самым умным и успешным. Родители отдают детей в различные кружки, направленные как на развитие физических качеств, так и познавательных. Одним из важных аспектов в гармоничном развитии детей дошкольного возраста является развитие моторики, речи и воображения детей. Безусловно, у всех детей изначально есть тенденция к проявлению творческих наклонностей и воображению просто потому, что по своей природе они любопытны. Но в процессе роста наши дети сталкиваются с внешней средой, которая ограничивает и подавляет их природные таланты и навыки. Как же помочь ребенку проявить природную способность самостоятельно принимать решения, воображать, проявлять творческий подход? Конечно – играть!
Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение, мелкая моторики и речь. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к познанию окружающего мира.
Конечно, игры должны проводиться систематически и проводить такие игры можно не только дома. Это можно делать на прогулке, по дороге домой и даже во время занятий домашними делами. Я думаю, самое важное, в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите игру-занятие на более подходящей для этого момент.
Хочу Вам предложить игры и игровые упражнения, которые направлены на развитие, как воображения, мелкой моторики, так и речи Вашего ребенка.
Приятных Вам совместных игр!
1. Упражнение «Придумай и нарисуй».
Цель: развитие воображения, моторики и речи ребёнка.
Ход игры: нарисуйте на листе бумаги, например, круг и предложите ребенку пофантазировать и «превратить» круг в другой предмет и конечно, рассказать, что он изобразил (например, круглое красное яблоко, круглый полосатый мяч и т.д.)
2. Игра «Укрась слово».
Цель: развитие воображения и речь ребёнка.
Ход игры: эту игру можно проводить как дома, так и гуляя, например, в парке. Предложите ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову.
Осень (какая она?) ….
Весна (какая она?) ….
Дом (какой) ….
Цветок (какой?) …
Игра (какая) …
3. Ирга «Продолжи рисунок»
Цель: развитие воображения детей, мелкой моторики и речи.
Ход игры: нарисуйте на листе бумаги несколько простых фигур (восьмерку, две параллельные линии, треугольники, стоящие друг на друге). Предложите ребенку пофантазировать и «превратить» фигуры в другие предметы и конечно, рассказать, что он изобразил (например, очки, дорога, по которой едет автомобиль и т.д.)
4. Игра «Нарисуй настроение»
Цель: развитие воображения детей, мелкой моторики и речи.
Ход игры: эту игру можно использовать если у ребенка грустное или, наоборот, очень веселое настроение, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразив его на бумаге любым способом.
5. «На что похожи облака»
Цель: развитие воображения и речи детей.
Ход игры: эту игру интереснее всего проводить, гуляя на улице. Предложите ребенку рассмотреть облака на небе и пофантазировать, на что похоже облако.
6. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения детей, мелкой моторики и речи.
Ход игры: предложите ребенку обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?». Предложите создать рисунок на основе собственных ладоней.
Используйте предложенные игровые упражнения в своих играх и занятиях с детьми, и Вы найдете в них благодарных и активных участников ваших затей. Фантазируйте смело сами, предлагая малышам новые затеи, и они никогда не будут смотреть на мир скучно и уныло!
Кузнецова Т.В., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Логопед в детском саду»
Тревожный ребенок и как ему помочь
Разговор о тревожном ребенке необходимо начать с рассмотрения основных понятий — страх, тревога, тревожность.
Страх — это сильная эмоциональная реакция на объект, который воспринимается человеком как опасный. Страхи всегда конкретны – страх темноты, высоты, животных и т.д. Возникает всегда при обнаружении человеком такого объекта. Страхи могут быть вызваны как реальными объектами, так и фантазиями. Страхам необходимо посвятить отдельную статью (психологический словарь). В данном контексте определение страхов нам необходимо для того, чтобы отличать их от тревожности и тревоги.
Тревога — это ситуативное проявление волнения и беспокойства. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Тревога возникает, когда человек по каким-либо причинам не может удовлетворить свою потребность или реализовать желание. Каждый раз, когда человек обнаруживает в среде объект, способный удовлетворить его потребность или реализовать желание, в его организме начинается процесс расщепления жиров, который снабжает его энергией, необходимой для удовлетворения потребности. При этом его дыхание становится более интенсивным, так как для расщепления жиров необходим кислород. Если по каким-то объективным или субъективным причинам человек не может совершить действий, направленных на удовлетворение потребности, то бессознательно он тормозит расщепление и выделение энергии, сдерживая дыхание. Таким образом, тревога — это есть субъективное переживание затруднения дыхания при наличии заблокированной энергии.
Тревога – это не всегда негативное состояние. Часто именно она становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Различают два вида тревоги: мобилизующая и расслабляющая. Какой вид тревоги будет испытывать человек, во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений (недостаток внимания со стороны родителей, проявления нелюбви к ребенку, формирование у него беззащитности, безнадежности и отсутствие опоры в близком окружении).
Повышению тревожности у детей могут способствовать:
Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
Конфликтность самооценки — высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
Неадекватные требования к ребенку со стороны значимых взрослых: завышенные требования, противоречивые требования, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
Неблагополучная обстановка в семье — конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.
Критерии определения тревожности у ребенка.
Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушение сна.
Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.
Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Рекомендации родителям, для профилактики тревожности у детей.
Общаясь с ребёнком, обращайтесь к нему по имени, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (педагогов, родственников, друзей).
Избегайте сравнения с другими детьми, сравнивать только с собственными успехами и неудачами ребенка. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок, секцию, студию по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. Можно определить ребенка в секцию или кружок, где дети немного младше, создать изначально ситуацию успеха. Конечно не сообщая об этом ребенку.
Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
Способствуйте повышению самооценки ребенка. Хвалите ребенка, гордитесь им, рассказывайте и показывайте его достижения.
Не замечайте ошибки, неудачи. Даже в плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
Старайтесь делать как можно меньше публичных замечаний ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Приободряйте во всех начинаниях, и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной, создавайте ситуацию успеха.
Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Нельзя угрожать ребенку различного рода наказаниями.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
Если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. Научитесь наслаждаться общением с ним. Берегите его и колдуйте над ним. Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, его лабиринтам, словно гид – гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте верой, надеждой. А с любовью к Вам он сам пришел в этот МИР!
Фадеева Г.Е., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Справочник педагога-психолога»
Роль музыкального фольклора в воспитании и формировании личности дошкольника
10.11.2020 год
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.
Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Нас, музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка.
Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, который можно использовать на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, папы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.
Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, часто используются другие фольклорные жанры: песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.
В своей работе часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Ой, сад во дворе», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Результатом деятельности, как музыкального руководителя, так и воспитателя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах.
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети изучают нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Волкова Е.В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Справочник музыкального руководителя»
Как организовать домашнее занятие по рисованию
09.10.2020 год
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага – листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами, и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких – либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нем гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведенную гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш – гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырех - шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок. Гуашь – это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.
Наиболее распространенным изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребенка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования ребёнку можно давать и пастель – короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно – мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью – закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат, как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.
Как правильно подготовить рабочее место
Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух – трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выберет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливайте его, пусть экспериментирует.
Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след. А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой.
Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: «Что это такое? Что у тебя получилось?» Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20 - 25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.
Как оформить детские рисунки
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть больше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком.
Повесьте «картину» так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.
Старостина Н.В., педагог дополнительного образования по ИЗО
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Ребёнок в детском саду»
Адаптация детей к детскому саду (действия родителей в процессе адаптации ребёнка)
Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей.
Чем можно помочь своему ребёнку?
Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на несколько часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить.
Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в группе раннего возраста.
Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
Чтобы малыш поскорее адаптировался, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.
Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.
Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:
сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в детском саду всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
«подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
В качестве заключения
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.
Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с педагогом-психологом ДОУ по поводу дезадаптации.
Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!
Седавных Г.Е., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Статья подготовлена по материалам журнала
«Справочник педагога-психолога»
Игры для детей и родителей на каждый день
Лето, чудная пора. Главное преимущество этого времени года: для того чтобы хорошо развлечься, достаточно просто выйти из дома и отправится в парк или лес. Гуляя с ребенком в парке или в лесу, можно найти, например, сосновые и еловые шишки, и с ними поиграть.
Предлагаю Вашему вниманию игровые массажные упражнения с природным материалом, а также игры на развитие мыслительных операций.
Игровой массаж еловыми и сосновыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики стимулирует речевую активность, познавательную деятельность, развивают мелкую моторику пальцев рук и повышают иммунитет ребенка. Легко запоминающиеся короткие и занимательные стишки помогут сделать ваше совместное времяпрепровождение еще увлекательнее.
Игровые задание на развитие мыслительных операций способствуют умению группировать предметы по величине, по видовым принадлежностям, умению обобщать, сравнивать и делать выводы.
Приятных Вам прогулок и совместных игр!
1. Игра «Познакомимся с шишками» (для детей 3-7 лет)
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Материал: шишки.
Ход игры:
Гуляя с ребенком по лесу собираем шишки и рассказываем стихотворение:
Вместе по лесу идем,
Много шишек соберем.
Много шишек соберем,
И домой их принесем!
Затем рассматриваем шишку, рассказываем о ней (какая она по форме, цвету, размеру).
2. Игра «Сосновая шишка» (для детей 4-7 лет)
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Материал: сосновые шишки.
Ход игры:
С шишкой сосновой мы будем играть,
(Катаем шишку между ладонями)
Шишку сосновую будем кидать.
(Перекидываем шишку из одной руки в другую)
Шишка сосновая нам колет ладошки
(Сжимаем шишку в правой руке)
Поиграем мы с ней немножко.
(Сжимаем шишку в левой руке)
3. Игра «Еловая шишка» (для детей 4-7 лет)
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Материал: еловые шишки.
Ход игры:
Шишку еловую в руку возьму
Шишкой еловой по пальцам пойду.
(Выполняем движения по тексту)
С шишкой еловой играть мне ни лень,
Играть буду с шишкой весь день.
(Перекидываем шишку из одной руки в другую)
4. Игра «Ежиха» (для детей 3-7 лет)
Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Материал: еловая шишка.
Ход игры:
Шишка, будто бы ежиха,
Бежит по ладошке очень лихо.
(Катаем шишку между ладонями)
Вся в иголочках спина,
Ой, колючая она.
(Дотрагиваемся каждым пальчиком до шишки)
5. Игра «Еловые – сосновые» (для детей от 3-х лет)
Цель: развитие познавательной активности, умению группировать предметы.
Ход игры:
Соберите как можно больше шишек, а затем предложите ребенку разложить их на две группы: еловые шишки и сосновые шишки.
6.Игра «Продолжи ряд» (для детей от 3-х лет)
Цель: развитие познавательной активности и мыслительных операций.
Ход игры:
Предложите ребенку продолжить выкладывать ряд шишек по образцу, например, еловая шишка, сосновая шишка, еловая шишка, сосновая шишка и т.д. Или предложите ребенку выкладывать только еловые шишки, но чередуя их по размеру, например, большая еловая шишка, маленькая еловая шишка и т.д.
Кузнецова Т.В., учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком»
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей. Если вы хотите развивать интеллект ребенка - начинайте не только с математики или чтения, а и с музыки, ведь развитие музыкальных способностей у детей дает возможность более гибкому и глубокому восприятию ими любой другой информации. Творческое развитие поможет ребенку увидеть красоту окружающего мира, вырасти добрым и справедливым, искренним и отзывчивым. Именно занятия музыкой способствуют лучшему раскрытию внутренних качеств ребенка, избавлению от многих комплексов и приобретению уверенности в себе.
Немузыкальных детей не бывает!
Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой.
Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:
- Родительское участие в занятиях музыкой - непременное условие!
- Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.
- Необходимо дома использовать фонограммы.
- Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры.
- Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры.
Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру.
Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.
Игры для развития слуха и ритма.
Не спешите ставить ребёнку диагноз - нет слуха, если он пока не в силах чисто воспроизвести голосом мелодию знакомой песенки. Внутренний слух при этом может работать, а вот научиться координировать его с голосом деткам бывает сложно. Начинайте не с песенок, а с коротких интонаций, попевок.
«Повтори за мной».
Изображайте голоса животных.
Тоненько «пи-пи-пи» - мышка.
«Мяу» - игриво, сначала понижая, а потом повышая интонацию.
Отрывисто, громко - «гав-гав».
«Га-га-га» - каждый слог на новом звуке (уже маленький мотив!). Даже годовалый малыш с удовольствием подхватит эту игру.
Главное, делать это артистично, с выразительной мимикой и весело. Малышам постарше напомните о прогулке в лесу, позовите друг друга: «Ау!». Меняйте интонацию - то низкий голос, то высокий, протяжно или коротко.
«Самолёт».
Поднимая руку вверх, показываете, как взлетает самолёт, и изображаете голосом, сначала низким, а затем всё выше: «У-У-У-у», и наоборот, когда самолётик приземляется. Можно так же «бросать камушки». Вы подкидываете на ладошке невидимый камень и озвучиваете, как он летит вверх (звук от низкого к высокому). У кого камушек взлетит выше?
«Аплодисменты»
Вы прохлопываете ритм, а малыш пробует повторить. С каждым разом ритм должен усложняться. Вместе с хлопками проговаривайте сначала слова (например: «ма-ма», «ма-моч-ка»), а потом веселые стишки или потешки.
Эта игра отлично развивает не только чувство ритма, но также внимание и память.
Включайте детям песенки, к которым есть минусовки. Сначала слушайте вариант с голосом и подпевайте вместе с ребенком. А когда он хорошо запомнит слова, можно включать только аккомпанементы и петь самим. Замечательные песенки есть у композитора и педагога Елены Попляновой, а также у Екатерины Железновой.
«Музыкальный антракт»
Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив музыку, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах.
«Таинственные звуки»
Когда есть много свободного времени, запишите на мобильный телефон разные домашние звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи и пр.).
Похожим образом можно будет развлечься всей семьей, прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.
«Эхо»
Повторите какой-либо звук (например, слог) несколько раз. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит.
«Угадай мою песню»
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.
Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы малышу.
Главное, чтобы вам было интересно и весело вместе.