РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

    Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято было даже упоминать, зато сейчас это один из немногих официальных праздников, нерабочий день.

   С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются святки. В это время принято веселиться, развлекаться, но – с умом и пользой.

   Рождество и святки издавна сопровождались красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение.

     На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли не просто ловами, специальными песенками с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Они назывались колядками. Мало кто знает сейчас эти песни. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Коляда, коляда, подавай пирога!»

    Вот ещё песенка-колядка, с которой ходили по дворам:

Коляда, коляда,

Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай, не ломай!

       Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули».

Если хозяева были щедрыми, их хвалили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

А если хозяева скупились, то есть давали мало, их корили:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

      Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Дети любили рядиться. Надевали на себя страшные маски, наряжались попом, цыганом. Девочки рядились в мальчишек, а мальчишки – в девчонок. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чёртом. Рядились и в животных: коней, коз, медведей.

    Вечером – посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели.

      Но святочные посиделки – особенные. На них работу не брали, приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.

      Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех – гаданием. Считается, что гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше – «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутиться без толку, повредить не может…»  Это мнение одного из литературных героев. Прислушаемся к нему и мы.

   Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) – для веселых, смешных гаданий – и «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных, рискованных. Самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер - канун 14 января, то есть на старый Новый год.

   Так уж повелось, что чаще всего гаданиями занимаются девушки: их жжет любопытство о своем будущем, о суженом.

   Почему бы и нам сегодня не возродить эту святочную традицию? Только не надо относиться к гаданию слишком серьезно. Пусть оно станет игрой, которая доставит радость всей семье.

 

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

                                              Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                                       МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                                                       развития ребенка»

 


КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЫМИ МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ РЕБЕНКА

У вас появился малыш – это прекрасно! Начались приятные хлопоты: накормить, перепеленать. И  один из них: «Как сохранить здоровыми зубы ребенка?» Самое распространенное заболевание зубов у детей – кариес. Некоторые родители не переживают по этому поводу, считая¸ что вместо пораженных кариесом молочных зубов вырастут новые. Несмотря на то, что срок жизни молочных зубов невелик, они не являются пробными, поскольку имеют большое значение для развития и формирования челюсти – создают базу для постоянных зубов.

    Если ребенок из-за кариеса слишком рано теряет первые зубы, у него нарушается развитие челюстей. Кроме того, зачатки постоянных зубов располагаются прямо под молочными зубами, и инфекция может легко проникнуть внутрь челюсти и разрушить их.  Тогда, едва успев вырасти, постоянные зубы уже будут больными.

    Поэтому нужно не только лечить молочные зубы, но и соблюдать правила гигиены полости рта. Ранее же удаление зубов приводит к формированию неправильного прикуса. При этом не только нарушается эстетика лица, но и ухудшается пережевывание пищи, и как результат – у детей появляются заболевания желудочно-кишечного тракта.

   К сожалению, кариес в большей степени угрожает именно детским зубам, поскольку до 12 лет зубная эмаль еще не сформирована, потому он и развивается мгновенно. Нужно чистить зубы минимум дважды в день и обязательно полоскать рот после еды. Однако и этих мер, как правило, бывает недостаточно.

   Почему же появляется кариес? Кариес образуется там, где скапливается зубной налет, состоящий из бактерий и остатков пищи. Он собирается между зубами, в ямках и углублениях на поверхности зубов. Если зубы плохо чистить, налет уплотняется. Каждый день количество микробов увеличивается, они вырабатывают кислоту, губительную для слабой эмали детских зубов. Углеводистая пища (хлеб, макароны, картофель, кондитерские изделия) оставляют обильный налет в виде пленки, которую не всегда можно убрать только полосканием полости рта водой.

   После рождения кариес может развиваться вследствие плохой гигиены полости рта, частого употребления пищи, содержащей углеводы, недостатка в пище минеральных компонентов и микроэлементов, в первую очередь кальция, фосфора и фтора.

    Углеводы, оставшиеся на зубах – пища для микробов, а поскольку слюны, необходимой для удаления кислоты, которая вырабатывается микробами, в ночное время производится мало, он развивается быстро. Сначала на передних зубах появляются потемнения, затем они начинают загнивать и разрушаться. Кариес может распространиться и на остальные молочные зубы.

    К сожалению, случается так, что уже первые прорезавшиеся зубки поражены кариесом. Причины раннего кариеса разные. Возможно еще внутриутробное влияние негативных факторов. Заболевания зубов также могут вызвать ревматизм, гипертония, перенесенные респираторные заболевания, эндокринные нарушения у матери. Большую роль в развитии кариеса у детей играет токсикоз во время беременности. Сильно влияет на стсояние зубов ребенка употребление матерью алкоголя и курение, причем не только во время беременности, но и до нее.

    Уход за зубами можно начинать с момента прорезывания первых зубов. Их необходимо очищать влажной марлевой салфеткой движениями от десны к краю зуба каждый раз после кормления.

   Зубную щетку можно начинать использовать спустя 2-4 недели после начала очищения зубов, сначала без пасты. Дети до 3 лет не могут хорошо чистить свои зубы, поэтому до достижения этого возраста такую гигиеническую процедуру должны выполнять родители. Следите за тем, чтобы ребенок чистил зубы не мене 2 раз в день, а после еды полоскал рот водой. Помните, что кариес возникает при неправильном питании ребенка. Грудное вскармливание – залог здоровых зубов. Уровень заболеваемости кариесом возрастает по мере увеличения употребления ребенком сладостей. Причем опасны не только конфеты, но и сладкие каши, компоты, творожки.

    Чтобы зубы были крепкими, включайте в пищевой рацион ребенка продукты, богатые кальцием, фосфором, магнием, цинком, марганцем, медью. Кальций содержится в молоке и молочных продуктах (особенно его много в твороге и сыре), петрушке, кураге, фасоли, зеленом луке.

   Следите за гигиеной полости рта своего малыша, и результат не заставит вас ждать!

                                                 Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад

                                                                             № 11 Центр развития ребенка»

 

                                                  Статья подготовлена по материала журнала «Медработник

                                                  дошкольного образовательного учреждения»  № 5/2017 г.

 


РОДИТЕЛЯМ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире изменились роли мужчин и женщин. Чаще в семье главой является мама – имеет хорошее образование, занимает высокую должность, больше зарабатывает, водит машину, содержит семью, сама принимает важные решения. Некоторых мужчин это устраивает, из «№добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по содержанию семьи они перекладывают на женские плечи.

Копируя поведение взрослых, меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения. Часто девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно решать конфликтные ситуации.

Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости  и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики не проявляют желанию прийти на помощь девочкам, когда бывает нужна физическая сила, а девочки не хотят помогать мальчикам там, где нужны тщательность и аккуратность.

В период дошкольного детства родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему природой, если хотят воспитать успешных мужчин и женщин.

Рекомендации родителям девочек

  • С девочками надо вместе, до начала работы разобрать принцип поэтапного выполнения задания. Вместе с тем, их надо постепенно подталкивать к поиску собственных решений.
  • Независимо от возраста, девочкам требуется больше внимания и чуткости. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она она могла доверять окружающим. Когда ей плохо, она должна знать, что родители всегда готовы окружить ее заботой.
  • Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми, некрасивыми и отказываются от поддержки окружающих.
  • Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможность обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способности дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочки испытывают потребность в любви за то, какие они есть.
  • Чтобы девочка в дальнейшем стала счастлива в браке, ей необходимы теплые и близкие отношения с матерью и отцом, а родителям нужно подчеркивать личные нежные и заботливые отношения, чтобы у девочки сложились правильные впечатления о счастливой семейной жизни.
  • Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите резко высказывать свое отношение к ней, - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять причину вашего недовольства.
  • У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы постоянными и желанными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  • Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты ведения своего хозяйства.

Рекомендации родителям мальчика

  • Старайтесь, давая задания мальчику, включать в них  момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам нашел решение, пусть даже не стразу, наделав ошибок. Нужно не только рассказывать, но и показывать, - это важно для мальчиков. Не требуйте от них особенной аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше одобрения и похвалы, чтобы мотивировать его к дальнейшей деятельности.
  • Чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия неоходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей. Если мальчику удается доставить им радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает забояться об окружающих. Поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
  • Папам в общении с сыном следует сдерживать резкие эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно).
  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, поскольку они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Мальчикам нужно не запрещать, а разрешать  что-то дополнительное за хороший поступок.
  • Позвольте мальчикам проявлять свои эмоции – быть ласковым, нежным, трепетным (разрешать быть естественным).
  • Мамам мальчиков нужно больше доверять интуиции пап: они лучше знают, как нужно воспитывать мужчину.
  • Мальчикам нужно организовать точное соблюдение режима и дисциплины: это формирует их ответственность.
  • Обязательно поощрять стремление делать в доме посильную мужскую работу и помогать всем членам семьи.
  • Обязательно должен быть физические, тесный контакт – для повышения самооценки мальчика.
  • Мальчика нужно воспитывать не только как сына, но и как будущего мужа, отца, защитника, опору и т.п.
  • Мама – заботится, а папа – формирует мужчину.

Пожелания родителям

Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неумение что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Но пройдет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь намного больше вас.

 

РОДИТЕЛЯМ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

                                         Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад  № 11

                                                                    Центр развития ребенка»

 

                                          Статья подготовлена по материалам пособия  Н.А. Баранниковой

                                          «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»


ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ

ШПАРГАЛКА Д ЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

    Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно - я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже  хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.

    Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.

    Страх между чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.

    У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.

   Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).

Как предотвратить проблему

 

   Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

   Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугалась бы такой большой собаки».

   Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.

   Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

    Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

    Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.

    Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

 

 

                Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

                Статья подготовлена по материалам

методического пособия «Работа с семьей: необязательные инструкции».


Кризис 3х лет

Как НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

    По тому, на кого «направлен» кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

    Запомните, что малыш сам страдает от кризиса. Но кризис 3 лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему большую самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.

    Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено. И если есть хоть малейшая возможность, то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. Ведь это мы приучили его к тому, что любое его желание – приказ. И вдруг что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то ему отказывают. Вы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, ваш ребенок не хочет кушать (хотя голодный). Не упрашивайте его, накройте стол и посадите на стул мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съедает обед. В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета и т.д.

    Для нормального развития желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

 

Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

  • Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления самостоятельности.
  • Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
  • Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это чуть позже приведет или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

             Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                      развития ребенка»


ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ

Все дети разные… И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая в первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять игрушку. Для первого ребенка (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит, для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует.

   Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

    Если ребенок визуалист

  • Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
  • Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
  • Он быстрее воспринимает результат, который хорошо иллюстрирован.
  • Он легче приобретает навыки путем наблюдения.
  • На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

  Если ребенок аудиалист

  • Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.
  • Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
  • Он хорошо запоминает словесный материал.
  • Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

  • Для него больше, чем д ля другие важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
  • У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.
  • Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
  • Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка».

Педагогический всеобуч подготовлен по материалам пособия 

С.В. Чирковой «Родительские собрания в детском саду»

 


МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»

Многие взрослые считают склонность ребенка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревогу, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.

Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4-5 лет, дети начинают собирать коллекции. Это могут быть камешки, наклейки, машинки и  другое. Смысл коллекционирования не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребенка.

Как предотвратить проблему

 Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать их, подобрать место для  хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишнее. (Не выбросить, а, возможно, отделить). Собственность требует уважения, признания прав собственника. Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров – дети часто используют эти предметы для приобретения друзей. Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  • Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор, что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
  • Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» - разные мелочи, которые вы  с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.
  • Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.

 

МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»  МАЛЕНЬКАЯ «КОРОБОЧКА»
                                         

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

                                                                   Центр развития ребенка»

                                       Статья подготовлена по материалам пособия

Л. Свирской «Работа с семьей: необязательные инструкции»


КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:

  1. Ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.
  4. Читайте детям неторопливо. Но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.Роль чтеца при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый  должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
  5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим произведением. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
  7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато – но для него – нет.
  8. Читайте вслух каждый день, сделайте их этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.
  9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
  10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта  книг. Найдите время и помогите ребенку отреставрировать книги.
  11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
  12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь?  Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно  варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
  13. Обыграйте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоциональные чувства, свое отношение к прослушанному.

Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках», может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка».

Статья подготовлена по материалам пособия Н.В. Микляевой «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИВИВКАХ

24-30 апреля 2017 года Всемирная организация здравоохранения проводит ежегодную Всемирную неделю иммунизации.

Девиз Всемирной недели иммунизации 2017 года: «Вакцины приносят результат! О пользе профилактических прививок».

В текущем году информационная кампания по пропаганде вакцинопрофилактики продлена до 31 мая и также проводится под девизом «Вакцины приносят результат!»

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИВИВКАХ

Вашего малыша направляют на очередную прививку. Вас мучают вопросы:

Как малыш перенесет эту процедуру?

Не опасны ли прививки?

Да и вообще, для чего нужны прививки?

От чего можно прививаться?

Постараемся ответить на ваши вопросы в данной консультации, используя рекомендации медицинских работников.

Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, причем самых тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех болезней, которыми заболевает одновременно множество людей:

• исключительно детские болезни: коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и др.;

• «всевозрастные» инфекции: туберкулез, вирусный гепатит, столбняк, грипп;

• болезни региона: клещевой энцефалит;

• болезни экзотических стран (для туристов): вирусный гепатит А и др.

Цель вакцинации

Формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни при введении в организм ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате вырабатываются особые вещества (антитела) и клетки, способные нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

Если бы не было прививок

• Корь: вероятность смертельного исхода: 1 случай из 100, инвалидность: 5 случаев из 100.

• Коклюш: высокий риск воспаления головного мозга.

• Полиомиелит: высокий риск паралича и инвалидности.

• Туберкулез: длительное лечение, тяжелые осложнения.

• Паротит (свинка): развитие бесплодия.

• Краснуха: рождение ребенка-инвалида.

• Гепатит: высокий риск тяжелого поражения печени, рака.

• Грипп: Тяжелые осложнения со стороны сердца, головного мозга, легких, особенно у пожилых людей, маленьких детей и людей с хроническими заболеваниями.

«Делать прививки ребенку или нет?»

Практикующие врачи однозначны в своих мнениях – прививки делать необходимо. Нужно это в первую очередь для того, чтобы защитить малыша и от заболевания и от негативных его последствий. Профилактическая вакцинация – один из способов сдержать эпидемии. В каждой стране мира есть свой план профилактических прививок. Различия в планах зависят от того, какие болезни имеют большее распространение на территории этой страны.

Для того, чтобы минимизировать риск от вакцинации для ребенка, нужно соблюдать правила проведения прививок и не выбиваться из графика.

- Нельзя делать прививку, переболевшему или заболевающему ребенку, не стоит вакцинировать малыша, если в доме кто-то болен ОРВИ.

- Не стоит перед прививкой проводить эксперименты с питанием малыша. Ребенку после прививки образ жизни менять не нужно, но родители должны присматривать - не поднялась ли у него температура, не проявляются ли другие недомогания.

Нужно помнить, что организм ребенка после введения вакцины все силы направляет на выработку иммунитета, поэтому не стоит в этот период посещать массовые мероприятия, назначать прием гостей. Каждая страна мира имеет свой календарь профилактических прививок.

План прививок для детей

Свое знакомство с прививками малыш начинает прямо в роддоме, где впервые же сутки получает прививку от гепатита «В». Через три-четыре дня там же в роддоме ребенка привьют и от туберкулеза. Кроме этого, план прививок до года включает в себя три вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции типа «В» (в три, четыре с половиной и шесть месяцев). Завершает же план профилактических прививок первого года жизни вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита (КПК) .

Важно! К вакцинации – будьте готовы!

Чтобы вакцинация была эффективной, к ней нужно тщательно подготовиться.

Первым делом малыша посмотрит педиатр. Дело в том, что прививки можно делать только тогда, когда ребенок полностью здоров. Он также узнает, не простужен ли кто-нибудь у вас дома: после вакцинации иммунитет малыша будет ослаблен, поэтому важно уберечь его от инфекции. Если же у малыша аллергия или он принимает лекарства, обратитесь не только к педиатру, но и к врачу – узкому специалисту. Тот решит, делать ли ему прививку или отложить. Он может создать индивидуальный график. Перед тем как вы получите направление в процедурный кабинет, обязательно сдайте анализы крови и мочи малыша. Если результаты будут хорошими, начинайте готовить его к прививке. Примерно за неделю до намеченной даты не давайте ребенку новых продуктов, чтобы не спровоцировать аллергию. Возможно, врач посчитает нужным назначить антигистаминное средство. Обычно его рекомендуют принимать несколько дней до и после вакцинации.

Наблюдение за реакцией

После того, как малышу сделали прививку, внимательно следите за его самочувствием. Реакция на прививку (сонливость, общее недомогание, небольшое повышение температуры) – обычное явление. А вот серьезные осложнения бывают редко. В любом случае нужно быть к этому готовым. Даже если у ребенка была нормальная реакция на первую прививку, это не значит, что он так же перенесет и следующие вакцинации. После укола посидите полчаса в поликлинике. А дома несколько раз померяйте малышу температуру. Если она повышается, давайте ему жаропонижающее (сироп или свечи, и по чаще предлагайте пить теплый чай или компот. Специалисты советуют после прививки сбивать температуру уже при 37,5, а в некоторых случаях она может повышаться очень быстро. Непременно сообщите врачу, который назначал прививку, о самочувствии малыша.

На месте укола обычно появляется небольшое уплотнение и покраснение. Это нормально, поэтому волноваться не стоит. Главное, не забывайте, что кожу в этой области нельзя мочить и расчесывать. Через несколько дней все должно пройти.

Прививки: за и против

Проводить малышу вакцинацию или нет – выбирать вам. Только перед тем, как это сделать, взвесьте все «за» и «против». Посоветуйтесь с врачом, которому вы полностью доверяете.

Если малыш часто болеет, не стоит из-за этого полностью отказываться от прививок. Врачи считают, что у таких детей не всегда вырабатывается достаточное количество антител. Поэтому они особенно нуждаются в дополнительной защите. Сейчас разработаны разные схемы подготовки ребенка к прививке. И в зависимости от заболевания доктор подберет наиболее подходящую вашему ребенку. Раньше ваш малыш прививался с нарушением графика? Перед новой вакцинацией нужно сдать анализ на напряженность иммунитета. По его результатам врач поймет, делать ли все прививки заново или можно просто добавить недостающие.

Отвод от прививок

На самом деле существенных противопоказаний для вакцинации у врачей не так уж много.

Временные противопоказания

К ним относятся все острые заболевания, анемия (уровень гемоглобина ниже 84 г/л). Поэтому, если ребенок только что переболел, вакцинацию придется отложить на срок не меньше месяца. При легком насморке этот период сокращают до недели.

Абсолютные противопоказания

Прививки не делают (или делают облегченные при их наличии), если у ребенка была тяжелая реакция на предыдущие вакцинации, первичное иммунодефицитное состояние в этом случае нельзя использовать живые вакцины, прогрессирующие неврологические патологии, злокачественные болезни крови, новообразования, аллергические реакции на компоненты вакцины.

Врач примет решение отказаться или увеличить интервал между прививками в два раза, если на месте укола у малыша появился отек и покрасневший участок кожи был не меньше 8 см, а температура поднималась до 40С.

Прививки делаются добровольно, по желанию родителей ребенка. У некоторых мам и пап есть боязнь перед прививкой, но все-таки лучше защитить своего ребенка от неприятных заболеваний.

Желаем здоровья Вам и вашим детям!


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ У ДЕТЕЙ

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты, кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащих белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, A. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

  • Можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира.
  • Нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей.
  • Попросить малыша только попробовать блюдо.
  • Замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

На что надо обращать внимание во время еды

  • Последовательность блюд должна быть постоянной.
  • Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
  • Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным.
  • Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
  • Не надо разговаривать во время еды.
  • Рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

Чего не следует допускать во время еды

  • Громких разговоров и звучания музыки.
  • Понуканий, поторапливания ребенка.
  • Насильного кормления или докармливания.
  • Осуждение малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
  • Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

                                  Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ«Детский сад № 11

                                                            Центр развития ребенка»

                                                            Статья подготовлена по материалам пособия

Т.Н. Дорогова «Дошкольные учреждения и семья»


Назад
Вперед