Почему дети обманывают?

06.02.2019 год

Все родители стараются воспитать в своих детях честность. Это качество входит в перечень стандартных человеческих ценностей. И каково же бывает удивление родителей, когда карапуз, едва научившись говорить, начинает обманывать? Любой ребёнок лжёт время от времени. Но невинная детская ложь может перерасти в хроническую проблему, и серьезно испортить отношения детей и родителей.

Самому ребенку предотвратить это не по силам. С проблемой должны справиться только родители. И прежде всего, нужно разобраться, почему ребенок обманывает?

1.  Дети очень импульсивны, они живут здесь и сейчас, им трудно сдерживаться от того, чтобы получить то, что хочется в данный момент. Это обусловлено несформированностью определённых зон мозга.

2. Дети равняются на старших и очень хотят быть похожими на них – больше, быстрее, умнее, влиятельнее и пр. Так как это прямо сейчас невозможно, им приходится фантазировать и воображать, что они уже такие. Дети любят приукрасить или рассказать то, чего на самом деле нет.

3. Конечно, если ребёнок видит, как лгут взрослые, он тоже будет так поступать. Некоторые родители сами учат так поступать, когда просят скрыть что-то (сказать воспитателю не правду).

4. Еще причина лжи – протест. Сопротивление влиянию взрослых, давлению и контролю. В такой ситуации на вопросы родителей, в очередной раз проверяющих, почистил ли ребёнок зубы, сделал ли уроки, убрал ли игрушки, дети отвечают не правду. Таким образом, они расширяют границы и как бы сообщают, что это их граница и их территория, не надо сюда лезть.

5. Также дети могут выдумывать всякие небылицы и проказничать для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Как видно дети лгут не из плохих намерений – так они приспосабливаются к условиям, в которых находятся.

  1. Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребёнка. Особенно, если часто слышит «НЕЛЬЗЯ».
  2. Часто ложь говорит о том, что заперто в душе у ребёнка, что его беспокоит, вызывает сильный страх.
  3. Избегает стрессовых ситуаций.
  4. Ребёнок может обманывать в том случае, если знает, что вы способны из «мухи раздуть слона».
  5. С помощью лжи ребёнок избегает наказания. Возможно, у взрослых чрезмерные требования.
  6. Из-за того, что ребёнку уделяется мало внимания.
  7. Чтобы избежать насмешек.
  8. Хочется казаться лучше, чем есть на самом деле.

Для того, чтобы научить ребёнка быть честным, надо быть готовым выслушать от него горькую правду. Наша реакция на выражаемые им чувства помогают ему понять, действительно ли честность это лучшая политика. Мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты». Не нужно устраивать истерику, читать нотации. Необходимо понять мотивы поступка ребёнка. Даже у самого тяжёлого поступка бывает другая сторона. Ребёнок должен знать, что его поступок не делает его (ребёнка) плохим. Плохим может быть поступок, но не человек! Нельзя говорить так: «Уйди от меня, я не люблю тебя ТАКОГО!»

 

Как показать ребёнку положительный пример «правдивости» слов и поступков?

  • Всегда держите слово. Если не можете выполнить обещанное – объясните ребёнку, почему не можете выполнить и извинитесь.
  • Если окажется, что солгали сами перед ребёнком – обязательно признайте факт обмана.
  • Поощряйте ребёнка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать её было нелегко.

 

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник педагога-психолога»


Развиваем речь ребенка. С чего начать?

16.01.2019 год

В последние несколько лет детские врачи, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост детей дошкольного возраста с речевыми дефектами. В детский сад приходит все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от возрастной нормы.

 

Одни родители не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, а другие, наоборот, «бьют тревогу» спрашивая себя и специалистов: «Почему мой ребенок не говорит?».

Действительно, в современном мире, многие дети начинают говорить только после 2,5-3 лет. Но подобная задержка речевого развития сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Немногие родители знают, что активный словарный запас ребенка к первому году жизни обычно достигает 10-12 слов, к двум годам – 250-300 слов, а ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов!

В чем же причины позднего речевого развития современных детей? Причин много. Вот некоторые из них:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.

К тому же, с великим сожалением, можно отметить, что родители, в силу своей занятости, все меньше внимания уделяют речевому развитию своего ребенка. 

Уважаемые родители. Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи. Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1.  Приучайте ребенка  всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего малыша. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2.  Используйте короткие,  простые и понятные слова!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые слова и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «Возьми мишку», «Принеси куклу», «Где кубик?»

3.  Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4.  Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

5.  Читайте ребёнку книги!

Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6.  Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и  Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными речевыми, пальчиковыми играми. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. По возможности,  включайте музыку и детские песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии  песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает,  пожалуй, каждая современная мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки», «мозаики»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

9.  Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе, соблюдая режим дня. Позволяйте малышу играть с другими  детьми.

10.  Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Чаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно начет говорить!

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Логопед в детском саду»


КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»

1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть –значит ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определенное – значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»!

Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить – и никогда больше.

3. Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4.  Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы. Если приходиться спешить в детский сад или еще куда-нибудь, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5.  Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.

6.  Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы мороженого, чипсов и т.п.). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при аллергиях или диатезах. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.

7.  Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел?» Хочешь есть?» Пусть попросит сам, когда захочет, так будет правильно – так и только так!

Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть все, более ничего.

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА

 

         Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

                                   Центр развития ребенка»

                                  Статья подготовлена по материалам книги В. Леви

                                  «Нестандартный ребенок».


Давайте вместе поиграем

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА

1.   «Сухой бассейн для пальчиков»

Наполните половину коробки сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку. Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.

Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом теплом песке. Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

2.   «Покатай ладошками» Первый вариант:

Покажите ребенку, как можно катать ладонью по столу маленький мячик или твердый шарик. Катать предмет по столу нужно то правой, то левой  ладонью.

Второй вариант: Покажите малышу, как можно катать между ладонями граненый карандаш (движение ладонями вперед- назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно, чтобы ребенок во время игры не выронил предмет из рук.

3.   «Барабань»

Покажите ребенку, как можно барабанить пальцами обеих рук по столу.

7.   «Ловкие ручки»

Произносите слова и одновременно выполняйте различные действия с мягкой губкой.

Эта ручка - правая (сожмите губку правой рукой)

Эта ручка - левая (переложите губку в левую руку и сожмите губку левой рукой)

Я на губку нажимаю (перекладывайте губку из руки в руку, каждый раз ее сжимая),

Я зарядку делаю.

В другой раз проведите ту же игру, но уже с маленьким резиновым мячиком или клубком ниток.

 

   «Сортируем»

Предложите малышу сортировать пластиковые крышки от бутылок по цвету, выкладывать дорожки разных цветов, делать узоры и рисунки по предложенному образцу.

Массаж с помощью специального мячика.

«Мячик»

Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.  

Я мячом круги катаю

Взад – вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку.

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

(Движения соответствую тексту)

«Удивительный шарик»

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём

Вверх и вниз его катаем

Свои        ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Один, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить  мелкую моторику детских ручек?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки,  которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец- указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

– Показать отдельно только один палец- большой

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в  щепотку( пальцы собрались вместе- разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами под присмотром взрослых.

-Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

 

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

 

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок) И ушел. Газон засох.(ритмичные хлопки по столу).

 

«Заинька»

Жил-был зайчик – длинные ушки. (Хлопают в ладоши. Выставляют указательный и средний палец – ушки)

Отморозил зайчик         (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Лапки  на опушке.

 Отморозил носик,          (Трут нос)

 Отморозил хвостик         (Гладят кобчик)

 И поехал греться              (Крутят руль перед собой)

 

«Водичка»

Чистая водичка                                (Разводим руки в стороны)

Умоет Саше личико,                       (Поглаживающие движения по щекам)

Анечке – ладоши,                             (Интенсивное потирание ладоней)

 А пальчики – Антоше.                 (Массаж поочерёдно каждого пальчика)

 

«ЗАЙКА»

 Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

 — Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

 — Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

 

«Ладушки ладошки»

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения, которые вам подскажет сюжет стихотворения.) 

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

                                       

Уважаемые родители!

        Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психической защищенности, чувство надежности.

       Создайте вокруг ребенка атмосферу радости, бодрой активности умелым подбором игрушек, организацией среды, общением с ним. Опираясь на возрастающие  способности ребенка, приобщайте его к миру вещей, явлений, людей. Обучайте его новому, интересному в увлекательной игровой форме.

Мудрость воспитания заключается и в четком знании возрастных возможностей малыша. Внимательно присматривайтесь к нему, помогайте во всём, но не ломайте индивидуальности, создавайте все условия для проявления его самостоятельности.

 


КАК ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА ТРУДОЛЮБИВЫМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМ

Вырастит ли ребенок трудолюбивым и хозяйственным – это хочет понять каждый родитель. Когда дети еще маленькие, они любят помогать и у родителей появляется надежда, им кажется, что когда они вырастут, вероятно, будут очень трудолюбивыми. Дети постоянно что-то делают и это очень приятно. Поэтому их нельзя останавливать, а наоборот необходимо постоянно создавать им работу. Пусть станут муравьями, которые постоянно ползают, что-то носят, перемещают, толкают…

    Но, удивительно то, что когда они вырастут, то очень часто из трудолюбивых «муравьев» и «пчел» вырастают ленивые дети и они разочаровывают своих родителей. Это происходит потому, что родители не научили их с раннего детства трудолюбию, не привили любовь к труду. И, чтобы после не обижать и упрекать детей, когда они вырастут, необходимо с самого раннего возраста научить их работать. На самом деле, для детей так будет лучше, так как это поможет им быть самостоятельными и подготовленными к жизни.

     Начинать прививать трудолюбие надо уже на втором году жизни, когда у ребенка есть очень сильное желание помогать и у него есть естественная потребность к труду, когда все чаще начинаем слышать: «Я сам, я сам!»  Родители не должны бояться этих слов. Это не упорство и не упрямство. Не вмешивайтесь!  Не уничтожайте сильное желание ребенка быть независимым! Это чувство новое, интересное и для самого ребенка. Например, малышу нравится держать ложку и самостоятельно питаться, ребенок испытывает радость, что ему разрешают быть самостоятельным и у него появляется хороший аппетит.

А вы знаете, что могут дети? Для своего возраста они могут очень многое. Часто взрослые не хотят верить в силы своих детей. «Ты еще маленький! Придет время, наработаешься» – рассуждают одни. «Пусть отдыхает! Пусть у него будет беззаботное детство!» – говорят другие. А на самом деле, они лишают своих детей от того, что делает их по-настоящему счастливыми – от способности самостоятельно работать, действовать.

    Представьте себе, что родители боятся самостоятельности детей – не верят, что он может самостоятельно питаться, одеться или умыться. И поэтому держат на своем, не обращают внимание на сильное желание ребенка и не дают ему проявить свою активность. И что же получится в результате? Дети все воспринимают, и вскоре родители не услышат слова: «Я сам! Я сам!»  Пройдет время и родители начнут считать ребенка достаточно взрослым и, что он сам сможет выполнять поставленные перед ним повседневные задачи, или хотя бы самостоятельно себя обслужить. Но теперь они сталкиваются с просьбой: «Накорми меня! Одень меня!»

     С чего и как надо начинать, чтобы создать у детей привычку работать с желанием и радостью? Первые трудовые привычки формируются в процессе самообслуживания. Уже в раннем возрасте ребенок должен научиться самостоятельно питаться, одеваться, умываться, регулировать свои физиологические нужды, прибирать игрушки и одежду в определенное место.

     У каждого маленького ребенка есть естественное желание все делать самостоятельно и помогать взрослым. Поэтому необходимо умело его направлять и правильно им руководить, потому что, не надо забывать, что ребенок это все-таки ребенок – у него нет опыта и он не знает, как сделать правильно, все делает не правильно или совсем плохо. После того как умылся он снова и снова берет мыло, без необходимости, или долго моет руки только с одной стороны, или держит их под струей воды и т.д.

    Вначале ребенок нуждается в помощи взрослых. Ему надо вовремя помочь, когда он мучается выполнить какую-то работу. Взрослые должны ему показать и объяснить словами, как надо делать, чтобы он легко и правильно смог закончить начатое дело. Иногда взрослые очень нетерпеливы. Они не должны немедленно вмешиваться, потому что с помощью усилий и попыток, которые делает ребенок, он учиться и приобретает опыт. Тем не менее, нельзя оставлять ребенка долго и безуспешно выполнять какую-то работу, пока она ему надоест и он сам от нее откажется. А когда ребенок сделает что-то самостоятельно, взрослые должны его поблагодарить, похвалить, поощрить – это доставит ему удовольствие и создаст положительное отношение к труду.

     Чтобы привить ребенку любовь к труду, нельзя ограничиваться только самообслуживанием. Надо постоянно расширять сферу навыков и привычек ребенка, и почаще привлекать его работать вместе с взрослыми. Пусть он почувствует себя сопричастным к семейным делам. Подражая действиям своей матери, он сначала ходит важно с щеткой в руке, а после начинает чистить дом куклы, возможно это лишь игра, но для него это серьезная работа. Главное, что ребенок занимается делом, проявляет свою активность. Дети могут выполнять и некоторые другие легкие домашние дела. С готовностью и желанием они помогают взрослым – расстилают коврик, собирают мусор с пола, перемещают различные легкие предметы и т.п.

      С трехлетнего возраста ребенок уже может во многом помогать взрослым, и это доставляет ему большое удовольствие. В этом возрасте он может расставить стулья около стола, столовые приборы на столе, подредить салфетки, хлеб, вытирать пыль. Тем не менее, нельзя давать ему полные с едой или хрупкие тарелки и стаканы, потому что у него еще нет ловкости и он может разлить или что-то сломать. Это расстроит ребенка и вызовет гнев у взрослых.

    Постепенно можно давать малышу дела посложнее, чтобы он более активно помогал взрослым: накрывать на стол, подготавливать кровать для сна или принимал участие при уборке в дому. Малыш с большим желанием будет кормить рыб в аквариуме или животных, может поливать комнатные растения, если это необходимо. Взрослые должны показывать ребенку, как правильно это надо делать, а также напоминать ему о его обязанностях. Не важно, малыш действительно оказывает помощь взрослым, или это игра, важно, чтобы у него появилась любовь к труду и выработалась привычка работать с удовольствием.

    Чтобы дети стали настоящими помощниками, необходимо с самого раннего возраста постоянно заставлять их помогать взрослым, при этом необходимо учитывать силу ребенка и не давать ему тяжелую работу. Очень хорошо, когда семейные обязанности распределены между всеми членами семьи и, когда дети работают вместе со старшими. Тогда они пытаются показать, что они могут, а если они не справляются с задачей, поставленной перед ними, нельзя их ругать, а надо объяснить им, как в следующий раз избежать ошибки.

     Взрослые должны благодарить детей и хвалить их за то, что они им помогали. Малыши любит, когда его труд оценивают словами: «Браво!», «Молодец!» Очень сильное воздействие оказывает на детей пример окружающих. Если отец или старший брат, не принимают участие в работе по дому, то и ребенок также будет равнодушно относится к своим обязанностям. Многие родители против участия детей в домашней работе, так как это был «черный» физический труд, который не обогащал их развитие. Возможно, ни один из этих родителей не предполагает, что детский труд в семье является мощным образовательным инструментом.

    Только участие в работе по дому научит детей уважать труд матери и других людей, а также поможет выработать желание оказывать помощь. Задача взрослых организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы удовлетворить его потребность активно трудиться. В результате такого воспитания ребенок растет ловким, умелым и послушным. Постоянная занятость не позволяют ему скучать. Это влияет на общее развитие малыша и помогает ему быть уверенным в себе.

     Взрослые должны создать условия для ребенка, чтобы он привык трудиться, предлагать ему принимать участие в работе по дому, и даже требовать от него, чтобы он трудился. Тогда плаксивый и капризный ребенок успокоится, медленный и флегматический оживет и зарядится энергией, а озорной начнет слушаться. Когда малыш помогает играя или по-настоящему выполняет какую-то работу, он отвыкает от плохих привычек.

    Установлено, что очень часто негативизм, упрямство, непостоянство, необоснованные капризы ребенка происходят из-за того, что он не был допущен к самостоятельным действиям и не смог удовлетворить свое желание действовать. Не мало родителей, которые по своему собственному горькому опыту знают, что когда они делают все сами, освобождая своих уже подросших детей от каких-либо обязательств по дому, то вскоре они обнаруживают, что их дети находят себе другое занятие, в большинстве случаев не полезное или занимаются плохими делами.

     Большое удовольствие дети испытывают, когда их труд приносит пользу и помощь другим. В семьях, где дети с раннего возраста учатся помогать взрослым, создаются очень хорошие и дружеские отношения. Когда дети помогают своим родным, они не только показывают чему научились, но и привыкают работать. Независимость, проявление инициативы, трудолюбие – качества, столь необходимые для современных детей.

    Когда маленький ребенок научится помогать, то это поможет ему легче и быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в детском саду и в школе, там требуют от учеников работать самостоятельно. Очень часто можно слышать, как родители упрекают своих уже подросших детей: «Учи сам!», «Работай сам!», «Думай сам!» Но мало кто из них задумывался над тем, что они уже опоздали. Самостоятельность, инициативность и трудолюбие черты характера, а черты характера необходимо начать формировать с самого раннего возраста и тогда ребенок сможет вырасти трудолюбивым и хозяйственным.


День семьи, любви и верности

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности  тесно связан с историей и жизнеописанием святых благоверных Петра и Февронии. Эта супружеская чета жила в городе Муроме Владимирской области в XII-XIII веках.

История их романтичной любви и примерного жития началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Пётр, вступивший на Муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолаза из деревни Ласковой, что в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, за это он взял её в жёны и увидел насколько она работящая, хозяйственная, ласковая, добрая и понимающая. Довольно быстро Пётр по-настоящему влюбился в Февронию и не представлял, как жил без нее ранее. Их семья, где всегда царили взаимные чувства, доверие и согласие, стала символом истинной преданности.

По легенде они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и Феврония были канонизированы православной церковью на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромлянами в 90-х годах, когда День города был объединён с Днём семейных ценностей и стал отмечаться 8 июля.

В 2002 году городская и сельская молодежь округа Муром выступила с предложением возродить историческую традицию празднования Дня Петра и Февронии не только на родине святых, но и во всех уголках России.

В 2008 году проект поддержали многие общественные объединения и деятели, Русская Православная Церковь и все традиционные религиозные организации России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ.

Символом Дня семьи выбрана ромашка - полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.

Из года в год география празднования Дня семьи, любви и верности расширяется, и сегодня практически в каждом населенном пункте России праздник отмечается по-своему. Праздничные мероприятия проходят в этот день от Калининграда до Камчатки, а также в ближнем и дальнем зарубежье.

Одно из общих мероприятий, объединяющих празднование во всех уголках России – вручение Медали «За любовь и верность». Учрежденная Оргкомитетом праздника, медаль ежегодно вручается супружеским парам, прожившим в браке 25 и более лет, подающим пример крепости семейных устоев, воспитавшим детей достойными членами общества.

Главные события Дня семьи, любви и верности традиционно проходят на исторической родине праздника в городе Муроме. Здесь организуются театральные представления, реконструкции сцен из жизнеописания святых Петра и Февронии, мастер-классы по редким ремеслам. Гости и жители города посещают ярмарки, аттракционы, участвуют в анимационных программах.

Паломники посещают святые места и прикладываются к мощам муромских чудотворцев, моля их о помощи в поисках своей второй половины, либо о согласии в семьях, уважении и взаимопонимании.

День семьи, любви и верности

                    Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский

                                               сад № 11 Центр развития ребенка»

                    Статья подготовлена по материалам пособия

                    «Знаменательные события и даты»


Всемирный День Ветра

 

Всемирный День Ветра

 

С древних времен люди со страхом и почитанием относились к природной стихии, наделяли явления природы характером, давали им имена, устраивали в их честь празднества и приносили жертвы. Позже, когда наука развеяла этот благоговейный ужас и многие тайны и явления окружающей среды уже не стали быть чем-то загадочным и необъяснимым, человек постепенно начал учиться использовать энергию стихий  себе во благо.

        Одним из источников такой энергии является ветер. Человечество бесчисленное количество раз испытывало на себе его разрушительную силу, но при этом ветер может быть и спасительным, легким, ласковым…  А главное – он может быть полезен людям.

        Популяризировать идею использования энергии ветра, привлечь внимание широкой общественности к потенциалу этой отрасли призван  Всемирный День Ветра, который отмечается ежегодно 15 июня.

       Учрежден этот праздник Европейской ассоциацией ветроэнергетики (EWEA), членами которой являются 50 стран, и Всемирным Советом по энергии ветра (GWEC).

        Первое празднование состоялось 15 июня 2007 года. А уже через два года, в 2009-м, праздник был признан всемирным и получил популярность более чем в 30 странах мира.

        Сегодня, когда проблема исчерпаемости природных ресурсов стоит как никогда остро, и человечество осваивает альтернативные источники энергии, ветроэнергетика как отрасль является особенно актуальной. А празднование Всемирного Дня Ветра в этом смысле приобретает еще большее значение, так как помогает привлечь внимание жителей планеты к неисчерпаемому потенциалу энергии ветра и необходимости развития данной отрасли во всех странах мира.

       Поскольку Всемирный день ветра – праздник довольно молодой, то и устоявшихся традиций в его проведении пока немного.

       Людей знакомят с тем, откуда же берется энергия ветра, как она используется и служит человеку.

        Для этого устроители и участники празднований в разных странах проводят экскурсии на ветровые станции, показывают и объясняют принцип работы  ветрогенераторных установок,  организовывают конференции, семинары и встречи с учеными и экспертами.

       В разные эпохи народы мира провозглашали ветер божеством и чтили его, надеясь уберечься от вызванных его гневом разрушений.

       Самый сильный ветер над поверхностью Земли, скорость которого может составлять 450 км/ч, может наблюдаться на высоте 8-60 км над уровнем моря. А на поверхности Земли рекордсменом по силе и продолжительности является ветер, дующий в бухте «Содружество», в Антарктиде (250 км/ч). Именно благодаря неустанным и сильным ветрам эта местность снискала славу самой ветреной территории на Земном шаре.

       Самый сильный порыв ветра зафиксирован 10 апреля 1996 года во время прохождения циклона Оливия на австралийском острове Барроу. Его скорость составила 408   км/ч.

      Самый сильный смерч по скорости ветра был зафиксирован 2 апреля 1958г в США в штате Техас. За неимоверную скорость 450км/ч смерч был  занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

      Императорские пингвины являются единственными представителями фауны, способными размножаться, когда дует ураганный ветер, ведь они растят свое потомство в Антарктиде, где постоянно ревет ветер и стоит мороз минус 60.

      Ветер дует всюду, он может нести бедствия или быть источником полезной энергии. Его силу измеряют, о нем составляют приметы и сочиняют стихи. Появление такого праздника как Всемирный День Ветра — свидетельство того, что человек победил свой первобытный страх перед этой опасной стихией и научился использовать его для созидания.

                                   Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

                                   Статья подготовлена по материалам пособия

«Знаменательные события и даты»


СТРЕСС И РЕБЁНОК

В современном мире дети постоянно испытывают стрессовые перегрузки, что приводит к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций. Для ребенка чрезвычайная ситуация – любое событие, обстоятельства, факты, ситуации, нарушающие внутреннюю гармонию, нормальную жизнедеятельность его организма. Они вызывают дискомфорт и беспокойство, формируют неадекватные и неадаптивные защитные реакции, такие как импульсивность, агрессивность , тревожность или, наоборот, уход в себя. Психологи называют ситуации, вызывающие нарушения внутреннего равновесия организма, стрессом.

Стресс может быть вызван:

- неблагоприятным социально-психологическим климатом в семье или детском коллективе;

- конфликтными отношениями между взрослыми членами семьи, свидетелем или участником которых стал ребенок;

- разводом родителей;

- физическим, психологическим или другими видами насилия, которым подвергся или подвергается ребенок в семье или другой социальной группе, где он находится;

- неправильным стилем воспитания, способствующим формированию различных комплексов, развитию неадаптивных защитных реакций или воспитанию негативных индивидуально-характерологических черт малыша.

Факторов возникновения стресса много. Это свидетельствует о том, насколько ранима, уязвима, чувствительна и беззащитна детская душа.

Стресс влияет на все уровни организма ребенка. Его воздействие на химический и физический уровни проявляется в ослаблении иммунной защиты и, как следствие, - в частых заболеваниях. У ребенка могут наблюдаться постоянное небольшое повышение температуры тела, головные боли, различные недомогания. На психическом уровне возникает нервозность или нервно-психическое напряжение. На эмоциональном уровне стресс выражается в виде неадекватных эмоциональных реакций ребенка, проявление у него тревожность, раздражительности, различных страхов, постоянного плохого настроения. В поведении наблюдаются, например, агрессия деструктивного характера, уход в себя, свой внутренний мир, нежелание контактировать ни с кем из окружения, чувство одиночества, ненужности.

Таким образом, стресс – физическая, химическая, психологическая, эмоциональная и поведенческая реакция организма на то, что ему угрожает или пугает его, т.е. на различные чрезвычайные ситуации и их последствия.

Распознать ребенка, попавшего под воздействие чрезвычайных стрессовых ситуаций или их последствий, можно по р яду проявлений.

Дети ощущают страх, проявляющийся в разных формах: от ухода в себя и пассивности до агрессивного поведения. Постоянный стресс часто приводит к неуравновешенности, импульсивности и агрессии.

Многие дети оказываются втянутыми в конфликты родителей, стараясь защитить мать от посягательств отца, В этом случае ребенок чувствует гнев по отношению к нему. Это можно проследить в высказываниях ребенка и выявить в ролевых играх на семейную тематику.

  • Рекомендации для родителей, чьи дети посещают ДОО
  • Ребенок не должен чувствовать себя ни золушкой, на кумиром семьи, нужно выбрать что-то среднее.
  • Позволяйте ребенку как можно большое мастерить, гулять, бегать, чаще приглашайте в гости его друзей.
  • Не пугайте ребенка волками, полицейскими, врачами. Он всерьез воспринимает то, что взрослым кажется незначительным или нереальным.
  • Уделяйте боьше времени рисованию.
  • Играйте всей семьей.
  • Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его ни с кем, он индивидуален и неповторим.
  • Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости физического контакта с ним. Поглаживайте его, чаще обнимайте, целуйте.
  • Пусть ваш ребенок будет равноправным членом семьи.
  • Будьте своему ребенку истинным другом.
  • Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  • Встречая ребенка из детского сада, не стоит сразу задавать вопрос: «Что ты сегодня ел?» Лучше поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем ты занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубую интонацию.

Хотелось бы, чтобы дети никогда не сталкивались с чрезвычайными ситуациями и их последствиями в своей жизни, но не всё1 можно предугадать и предвидеть. В наших силах оказать помощь, поддержку нашим детям, проявить эмпатию по отношению к ним, научить их быть более стойкими и менее уязвимыми к воздействиям негативных факторов.

 

Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11

Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

«Медработник ДОУ» № 2/2018 г.

 


ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ – ПАСХА

Православные христиане называют этот праздник «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

    Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие , ведь она – начало весны, пробуждение природы.

    Празднование Пасхи – многовековая традиция. Как же на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение?

    Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

    В день накануне Пасхи – Великую Субботу _ старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются на молитву. «Спускаются сумерки. Храмы и дворцы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто не особенно верит в Бога. Многие заряжаются каким-то особенным торжественным настроением, словно ждут чего-то»! – так писал об этом моменте православный священник отец Александр Мень.

    В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы её освятить. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, -  пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.

    Наступает полночь – Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением, начинается крестный ход.

    Но праздник Пасх и- это не только молитвы. У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно позволить себе любую пищу – какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

    На Пасху принято было «христоваться» - поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца – символ жизни.

 

ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ – ПАСХА

                             Садыкова Е.В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад

                                                        № 11 Центр развития ребенка»

 

                            Статья подготовлена по материалам сборника Н. Чудаковой

                            «Энциклопедия праздников»


РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

    Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято было даже упоминать, зато сейчас это один из немногих официальных праздников, нерабочий день.

   С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются святки. В это время принято веселиться, развлекаться, но – с умом и пользой.

   Рождество и святки издавна сопровождались красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение.

     На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли не просто ловами, специальными песенками с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Они назывались колядками. Мало кто знает сейчас эти песни. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Коляда, коляда, подавай пирога!»

    Вот ещё песенка-колядка, с которой ходили по дворам:

Коляда, коляда,

Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай, не ломай!

       Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули».

Если хозяева были щедрыми, их хвалили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

А если хозяева скупились, то есть давали мало, их корили:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

      Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Дети любили рядиться. Надевали на себя страшные маски, наряжались попом, цыганом. Девочки рядились в мальчишек, а мальчишки – в девчонок. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чёртом. Рядились и в животных: коней, коз, медведей.

    Вечером – посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели.

      Но святочные посиделки – особенные. На них работу не брали, приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.

      Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех – гаданием. Считается, что гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше – «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутиться без толку, повредить не может…»  Это мнение одного из литературных героев. Прислушаемся к нему и мы.

   Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) – для веселых, смешных гаданий – и «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных, рискованных. Самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер - канун 14 января, то есть на старый Новый год.

   Так уж повелось, что чаще всего гаданиями занимаются девушки: их жжет любопытство о своем будущем, о суженом.

   Почему бы и нам сегодня не возродить эту святочную традицию? Только не надо относиться к гаданию слишком серьезно. Пусть оно станет игрой, которая доставит радость всей семье.

 

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

                                              Садыкова Е.В., старший воспитатель

                                                                       МАДОУ «Детский сад № 11 Центр

                                                                       развития ребенка»

 


Назад
Вперед