О КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

       В настоящее время предметом острой общественной тревоги становится резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Некоторые дети не усваивают программу дошкольного образования, вследствие чего оказываются неготовыми к обучению в школе. К началу систематического обучения выделяются категории детей с недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости; среди них особое место занимают дети с задержкой психического развития. У таких детей выявляются более низкая общая способность к обучению, они отличаются выраженными особенностями познавательной деятельности: внимание неустойчивое, работоспособность неравномерная, скорость выполнения заданий снижена, память ограничена по объему. Поэтому формирование готовности у детей к обучению в школе вызывает у педагогов детского сада большую озабоченность и является важной задачей воспитательной работы, направленной на всестороннее развитие детей: умственное, физическое, нравственное, эстетическое.

        У специалистов нет сомнения в том, что помогать ребенку с отклонениями в развитии, в том числе и минимальными, следует с первых месяцев жизни. Это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга в этот период. Интересно, что в первые два года жизни закладываются основы психической деятельности ребенка, интенсивно развиваются моторика, речь. Именно в этот период в процессе общения с окружающим происходит так называемое первичное обучение, которое является фундаментом дальнейшего психологического развития ребенка. Хочется обозначить проблему, возникающую в процессе взаимодействия с семьёй: к сожалению, окружающие ребенка взрослые, в первую очередь родители, в период дошкольного детства зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности «перерастет». Тревогу начинают бить тогда, когда ребенок, поступивший в первый класс массовой школы, оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Именно поэтому в детском саду особое значение необходимо уделять взаимодействию педагогов-специалистов с родителями, внедрению разнообразных форм и направлений сотрудничества («Семейные клубы», оказание методической, консультативной помощи семьям детей, не посещающих дошкольные учреждения и др.). Родители должны быть полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса и рассматриваться как непосредственные заказчики и потребители.

        Чем раньше встанут вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики, чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии. Такую работу возможно проводить только тогда, когда в дошкольных учреждениях имеются штатные должности педагогов-специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, которые организуют работу по оказанию психолого-педагогической помощи детям. Они используют в работе современные диагностические методики, программы, создают необходимую развивающую среду (оформляют комнату психологической разгрузки, сенсорную комнату и др.), ведь одно из главных направлений в организации коррекционной работы – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития детей с учётом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребёнка, развитие способности к социальной адаптации. К сожалению, не во всех дошкольных учреждениях имеются штатные единицы логопедов и дефектологов. В тех дошкольных учреждениях, которые их не имеют, раннее выявление таких детей должны проводить педагоги-психологи и направлять детей, нуждающихся в коррекционной помощи, к специалистам. Ни один ребёнок, нуждающийся в помощи психологов, дефектологов и логопедов, не должен остаться без внимания.

      Но важнее всего для педагогов бесценное правило: ребёнок с недостатками в развитии должен иметь шанс на успех. Развитие уверенности в себе, познавательной активности, творческих способностей поможет ему преодолевать трудности, постоянно опираясь на поддержку педагогов-специалистов.

 

 

 

 

Кузнецова Татьяна Владимировна –учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребёнка