Детская агрессивность

      В исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей, важное место занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям  жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении подростков. Агрессивные люди, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и создает значительные сложности в их социализации.

      Агрессивные действия, во-первых, могут выступать в качестве средства достижения значимой цели, во-вторых, быть способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности, третьих, удовлетворять потребность в самореализации и самоутверждении.

      Агрессивность можно определить как индивидуальную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различные раздражители.

      Показателем агрессивности служит количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях. Агрессия – один из распространенных способов решений проблем, возникающих в сложных (фрукстирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, часто неадекватны ситуации.

     Агрессия (от лат. agressio -  нападение, приступ) определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).

     Наиболее известна классификация агрессивного поведения, данная А. Басом и А. Дарки. Они выделяют 3 параметра, которые характеризуют формы агрессивного поведения: физическая -вербальная, активная–пассивная, прямая–косвенная.

     Комбинирование этих форм дало возможность выделить следующие виды агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)
  2. Косвенная агрессия:

- направленная (сплетни, сарказм, ирония);

- ненаправленная (крики в толпе, топание);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- негативизм (оппозиционная манера поведения);

     Асоциальное, в том числеи агрессивное поведение в дошкольном возрасте связано, прежде всего с нарушением общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные нормы. Общение в детском саду, а затем и в школе не только не компенсируют недостатки семейного воспитания, но чаще всего усугубляют положение.

 

Как преодолеть агрессивность ребенка

     Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей:

   - боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем больше стоящий за ней страх;

   - пережитая обида или душевная травма.

    Физическая агрессия может выражаться как в  драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Некоторые дети склонны а так называемой вербальной агрессии (оскорляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.

     Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не зная смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно предложить альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом»).

 

Профилактика детской агрессивности

  1. Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.
  2. Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, так как даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
  3. Не допускайте чрезмерного увлечения компьютерными играми, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
  4. Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают выйти из конфликта или не допустить его.
  5. Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  6. Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.
  7. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  8. Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.
  9. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  10. Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  11. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  12. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  13. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Бороться с агрессией нужно:

     Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

     Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

     Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

     Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повторится.

     Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова

 

          

 

Статья подготовлена по материалам журнала

«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» № 3, 2015 г.

 

                          Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка